Границы профессии

Аплодисменты «Овации»

20.06.2010

В течение двух месяцев профессиональные танцевальные дуэты боролись за непривычный для бальников приз ― гран-при, вручаемый генеральным продюсером премии «Овация». Камерный клубный формат и зрители в роли судей сделали этот проект необычным и толкнули к размышлениям о вариантах общественно-публичной оценки танцевального искусства.

Факты

В спортивных бальных танцах произошло значимое событие: состоялась первая церемония вручения танцорам гран-при премии «Овация» ― известной премии в области музыкального искусства. Танцевальный проект «Grand-Prix OVATION dance fest.» организовала компания «Human Group», которая, по сочному выражению ее креативного директора Андрея Пятилова, «затеяла этот проект как антидепрессивное мероприятие, чтобы поднять всем настроение на рубеже весны и лета». В церемонии участвовал генеральный продюсер премии «Овация» Анатолий Сиротюк, вели вечера президент Российского танцевального союза Станислав Попов и председатель любительской лиги РТС Сергей Рюпин. В течение двух месяцев в столичных клубах прошли три отборочных тура конкурса, на которых гостей и участников неизменно радовала музыка «Семи ветров».

За хлопающие ладошки ― статуэтку, известную всей стране по телетрансляциям премии «Овация» ― в течение нескольких вечеров боролись сильнейшие профессиональные танцевальные дуэты страны. В финал необычного для танцоров соревнования, состоявшийся 9 июня в «Ночном Метрополе», вышли Герман Мажирин и Елизавета Светлова, Владислав Бородинов и Ирина Гарус, Александр Березин и Виктория Рудковская, Олександр Скарлато и Юлия Лесохина, Дмитрий Колесников и Мария Кейзман. В решающий вечер симпатии зрителей в большей степени оказались на стороне Владислава и Ирины, которые и получили гран-при. Одним премиальным пьедесталом закаленные в конкурсных буднях участники церемонии ограничиться не смогли, и назвали все места, занятые танцорами в соответствии с народным решением: на втором месте Скарлато и Лесохина, на третьем ― Березин и Рудковская, на четвертом ― Колесников и Кейзман, на пятом ― Мажирин и Светлова.

Вопросы

Наблюдая за финалом, я наслаждалась танцем, красивой публикой, уютным залом, приятной атмосферой. Кроме просто красивого зрелища было приятно, что бальные танцы на один шаг стали ближе обществу и что имена хороших танцоров прозвучат и за пределами замкнутого круга спортивных бальных танцев. Но вопросов было много. Если речь идет о «той самой» «Овации», то как-то не хватает публичности. Вообще-то номинантов этой премии выдвигают всей страной, заранее голосуя за своих любимцев через центральные СМИ, церемония проходит в государственном центральном концертном зале «Россия» или Московском международном доме музыки и транслируется по федеральным телеканалам. Утверждена ли танцевальная номинация официально или проект «Grand-Prix OVATION dance fest.» заручился лишь дружеской личной поддержкой генерального продюсера национальной «Овации»? Станет ли она регулярной? Будет ли меняться формат ― станет ли церемония доступной большему количеству зрителей или сохранит камерную атмосферу? Как отбирались пары для участия? Как информировались гости о возможности посетить такое интересное мероприятие? Планируется ли в будущем освещать конкурс в СМИ?

Конечно же, все эти вопросы логично адресовать организатору. Станислав Григорьевич Попов охотно высказался относительно пользы и смысла мероприятия, но по оргвопросам отослал к Ирине Остроумовой. К ней же отсылали и другие участники церемонии. Ирина же с готовностью соглашалась поговорить, но из-за занятости каждый раз откладывала, и мы так и не смогли побеседовать ни до, ни во время, ни после мероприятия.

Предыстория

Премия в области зрелищ и музыкального искусства «Овация» вручается с 1992 года. Через десять лет, в 2002-м, премия временно прекратила свое существование, а в 2007 была возобновлена в новом качестве: Министерство культуры РФ и департамент культуры Правительства Москвы придали ей статус национальной, и теперь «Овация» вручается во всех музыкальных жанрах, включая классическую музыку.

Лучшие имена шоу-бизнеса за уходящий год называют зрители и Высшая академическая комиссия. Все граждане страны могут голосовать за любимые песни и имена с помощью купонов в центральных газетах, а в состав комиссии входят деятели музыкального искусства и культуры, известные журналисты, публичные персоны. Механизм голосования вызывал и вызывает массу споров, и СМИ не раз писали о скандалах с десятками купонов с одним именем, заполненных одним почерком. Не жалели газеты красок и в описании историй с проплаченными статуэтками в разных номинациях с указанием конкретных сумм, а также в трансляции закулисных нелицеприятных пересудов звезд и о самой премии, и о конкретных номинантах. Несмотря на то, что со сцены звучат исключительно благодарности, за кулисами находятся желающие порассуждать о девальвации премии и о том, что до зарубежных «Grammy» и «British awards», аналогом которых многим виделась «Овация», российской премии не дотянуться.

Тем не менее, «Овация» собирает свою аудиторию, и для нас сейчас интересен сам факт существования национальной награды для лучших имен в отдельно взятой сфере, сам факт внимания к ним федеральных ведомств, известных людей и простых граждан. При всех возможных недостатках, подобные церемонии пропагандируют музыку, искусство, шоу. Телезрители, которых гораздо больше, чем тех, кто говорит о падении престижа премии, получают возможность узнать или вспомнить творчество игроков шоу-мира, повод обсудить этот мир. Тем более, что количество номинаций премии не дает забыть ни о ком из его участников: бронзовую статуэтку в виде аплодирующих ладоней получают лучшие солисты и композиторы, поп-, рок- и фолк-группы, поэты-песенники и продюсеры, лучшие телережиссеры музыкальных программ и радиоведущие музыкальных и развлекательных программ, лучшие видеоклипы, шоу и альбомы, лучшие фирмы, работающие в шоу-бизнесе и фирмы-организаторы зарубежных гастролей и так далее. Удивительно, насколько далеки от этого публичного праздника жизни спортивные бальные танцы. Конечно же, просто душа поет от того, что наконец-то бальники сделали хоть маленький шаг к публичности, попытку поговорить о танце за пределами привычного турнира и показать мастерство танцоров не только специализированной судейской бригаде, но и обществу, пусть и небольшой его части.

Наблюдения

Наконец-то нашлись люди, которые додумались соединить известнейшую премию с танцами. Пусть и своеобразно. Выбирали не из всех и не все. А только гости вечера. Точнее ― вечеров: в течение трех туров танцоры-профессионалы представляли на суд собравшихся по одной композиции. В конце каждого вечера зрители писали имена понравившейся пары на бумажках, и по сумме голосов определялся финалист. Победители этих своеобразных состязаний вышли в финал, в котором танцевали по два танца.

Кроме выступлений номинантов, вечера включали показательные выступления преподавателей и членов танцевального клуба «DecaDance», танцевальные паузы для зрителей и, конечно, блюда и напитки клубных меню, которыми присутствующие наслаждались и между танцами, и во время их. Из особенностей, важных для танцоров, ― крохотная площадка и близость зрителей: танцевали на «пятачке» прямо под носом у публики. На мой взгляд, было мало аплодисментов и много официантов ― они выходили с подносами на площадку прямо во время выступлений. Звучали хорошие слова о важности высокой премии для мастеров танцевального искусства, представляли танцоров, приветствовали гостей. Наблюдать за мастерством профессионалов, укладывающих в пятачок танцплощадочки вариации и эмоции, было огромным наслаждением, и становилось жаль, что это видят лишь несколько десятков счастливцев-зрителей.

Рассуждения

Учитывая масштаб публичности музыкальной Овации, можно спорить, удастся ли прижиться этому бренду в танцевальном варианте. За музыкальную премию голосует вся страна, и нет никаких ограничений по номинантам, здесь же лауреата называют только собравшиеся, да и выбирают они из нескольких десятков профессионалов одной танцевальной организации. Логично, что из огромного количества танцоров на «Овацию» номинируются только профессиональные пары, но так же логично, что многочисленные любители могли бы хотя бы знать о таком событии. Похоже, знают далеко не все ― организаторам показался более удобным камерный характер мероприятия. Да и механизм выбора, дающий право голоса только нескольким десяткам присутствующих на соревновании, так далек от всенародного голосования в музыкальной «Овации»!

Однако хочется поделиться субъективным впечатлением: выбранный формат ― ночной клуб, показательные номера танцклуба «DecaDance» ― не оставляет ощущения, что разговор о лучших профессиональных дуэтах страны здесь не первичен. Яркое шоу, которое танцоры создавали на танцполе, очень гармонично сочеталось с вечерней атмосферой клуба и красивой публикой. Единственный протест вызывали не останавливающиеся даже на время выступления официанты. Хотелось задать танцорам вопрос о том, насколько комфортно им танцевать в такой атмосфере и насколько вообще им интересен этот проект ― удобно ли встроить в свой танцевальный график участие в борьбе за «Овацию», да и вообще ― удобно ли было бы отказаться от участия в проекте, в котором задейстован президент организации, членами которой являются танцоры? Но рассчитывать на откровенность мне было трудно, а дежурные «двадцать секунд для благодарностей», принятые на «настоящей» «Овации», мне неинтересны. Впрочем, впечатлениями участники и гости вечера всё же делились, и, в основном, это были хорошие слова. Действительно, благодаря подобным мероприятиям танцоры могут проявить себя в новой роли, к тому же приятно получить знаменитую статуэтку, ну, и элемент соревновательности привычно подогревает. И вообще ― радует новый формат, какая-то связь с обществом. А что касается жующей публики ― профи тем и отличаются от любителей, что их танец становится искусством на любом фоне, что они должны подавать его одинаково талантливо и искусно в любой ситуации. В конце концов, это часть работы профессионала. Возможно, на этот счет могут быть и другие мнения, но такое восприятие проекта уравновешивает мое двойственное впечатление от него: с одной стороны, огромная радость от продвижения бальных танцев в общество и просто от красивого зрелища, с другой ― сожаление о закрытости мероприятия, связанного с известным всей стране брендом. По сумме составляющих получается, что мероприятие ― очень хорошее, просто всё хорошее сразу же хочется сделать еще лучше и распространить как можно шире. Минусы и в организации музыкальной «Овации» найти можно, но в целом хочется согласиться со Станиславом Поповым: «В этом событии главное действующее лицо ― танец. Здесь принимают участие не тысяча танцоров и пятьдесят зрителей, как часто бывает, а небольшое количество пар и зрителей. Это очень важно ― чтобы люди собирались вокруг танца, видели, как это красиво, любили танец, приходили в школы танца. Среди гостей финала и отборочных туров много людей, который уже занимаются в танцевальных клубах. Это замечательная пропаганда танца, мы отходим от традиционных форм ― спортивных турниров, и возвращается к обаянию, красоте и прелести бального танца, к общению в танце мужчины и женщины».

Прогнозы

Хочется надеяться, что «Овация» в области танцевального искусства станет традиционной и будет жить долго. Но очевидно, что ниша бальных танцев шире и глубже, чем прошедшее недавно мероприятие. Ежегодно в России проводятся сотни конкурсов в разных областях деятельности, вручаются сотни премий, и каждую из них когда-то инициировали увлеченные, заинтересованные люди. Почему бы не развить эту тенденцию, не разнообразить общественно-танцевальные призы? В зависимости от целей, учредители могут выбирать и масштаб, и область действия, и условия премий. Вариантов много ― от дополнительных номинаций уже процветающей «Овации» до совершенно новых наград. Если задаться целью, каждый крупный игрок танцевального поля найдет интересный для себя и, конечно, танцоров, проект: по сути, любой конкурс ― это своеобразная рекламная компания, на фоне которой очень выигрышно звучат и конкретные имена, и организации. Это с блеском ― уместно, красиво и тонко ― продемонстрировал клуб «DecaDance». Важно только взять на вооружение многолетний опыт всевозможных существующих премий, чтобы не промахнуться с механизмом реализации, ведь от доверия к критериям и принципам присуждения любой награды зависит ее авторитет. Остальное ― дело желания: когда кому-то что-то надо, находятся и ресурсы, и идеологическая база. По ощущению, когда-нибудь кто-то это сделает ― разовьет тему общественно-публичного чествования лучших танцоров-бальников. И мы дружно будем спорить, какая премия главнее, какой конкурс важнее и какая награда самая справедливая. Главное же, что от такой искусственно инициированой общественной пропаганды выиграют все. У организаторов свои интересы ― от рекламных до коммерческих, для танцоров же публичные мероприятия означают общественное признание и возможность применить свое мастерство где-то помимо турниров. В конечном счете, все взаимосвязано, и, если уж помечтать, то чем больше людей увидят и оценят красоту танца, тем теснее будет на трибунах во время конкурсов.

Елена Укусова

Вернуться в раздел

Последние публикации

Комментарии: 3

Samba, 24.06.09 (21:14)
Интересно, что это за танец был...

Samba, 24.06.09 (21:17)
Странно, что вроде бы публичное мероприятие оказалось совершенно непубличным. Думаю, что мало кто слышал о нем. Или его намеренно хотели сделать таким закрытым? Спасибо Белому Жанру за то, что рассказали о нем. На других танцевальных сайтах никакой информации о данном мероприятии не видела. Жду видео!

WhiteGenre, 07.07.09 (10:00)
Цитирую Samba:
Жду видео!
Видео выложили пока в группе сайта ВКонтакте. Ссылка под репортажем.Нет пока только великолепной румбы Саши Скарлато и Юли Лесохиной, причина - техническая. Пробуем закачать.

Оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи – зарегистрироваться. Если вы уже зарегистрированы – авторизуйтесь.

Объявления

Подать объвление

Все для танца: товары и услуги

АКЦИЯ! Джазовки: нат.кожа ― 1250 р., текстиль ― 1000 р.
«Пора танцевать!», Москва, Автозаводская, 19 корп. 1

Сезон РАСПРОДАЖИ: женская, мужская и детская обувь, рейтинговые платья
«Пора танцевать!», Москва, Малая Семеновская, 6 

Психология
в танцевальном спорте