Свободный микрофон

Тренер и учитель танцев: в чем разница?

03.06.2020

В танцевальной среде работают сотни педагогов. У них разный опыт, разные амбиции, разные цели, разный взгляд на тренировочный процесс. Какого педагога вы назовете хорошим тренером? Из чего вообще складывается это понятие? Что нужно паре для конкурентоспособного развития, кроме «просто уроков танцев»? И почему в ситуации, когда преподавать танцы может любой желающий и педагогов ― сотни, кто-то по-прежнему не считает для себя приемлемым говорить ученикам только то, что они хотят услышать?
О том, чем тренер отличается от учителя танцев ― в авторской колонке Юлии Лесохиной.

English below

Об авторе

 

Юлия Лесохина 

Профессиональная танцовщица
Чемпионка Украины среди профессионалов WDC в программе латиноамериканских танцев.
Бронзовый призер Чемпионата Европы среди профессионалов в программе латиноамериканского шоу.
Полуфиналистка Блекпульского фестиваля.
Полуфиналистка Чемпионата мира и Европы среди профессионалов.
Режиссер-постановщик и хореограф шоу-программ

Хотелось бы начать разговор на эту тему с того, что, танцуя и работая в разных странах и общаясь с учениками, я пришла к выводу, что есть вещи, которые, может, и не названы своими именами, но тем не менее существуют, ― как, например, понятия «тренер» и «учитель танцев».

На мой взгляд, разница принципиальна. В чем же она?

Тренер, я считаю, ― это работа с подходом ответственным и результативным. Для тренера важно не показать себя на уроке с парой, а найти, как он может для этой конкретной пары сделать то, что улучшит ее танец. То есть не просто донести свое знание, которое для него самого комфортно, потому что это присущий ему стиль танцевания, в котором он нашел или искал себя и развивался, и какие-то плюсы этого стиля лично ему помогали сделать более или менее успешную карьеру. Ведь далеко не для всех пар работает принцип «делай, как я», так как он не раскрывает индивидуальность ученика. И далеко не каждую пару может привести к хорошим, относительно данных этой пары, результатам на конкурсах. А это, на мой взгляд, и является целью работы тренера, ведь мы находимся в конкурентной среде.

Преподавать танцы дозволено огромному количеству танцоров, но быть тренером ― это значит быть готовым брать на себя ответственность за развитие пары и ориентироваться на результативность ее движения с точки зрения танцевального развития и результатов относительно ее соперников.

Такой подход требует ментальной погруженности в пару. Чем помимо танцев живут ученики, да даже какие предметы в школе даются им проще (это для юниорчиков и молодежи, конечно) ― я считаю, что хороший тренер и это должен знать.

Мне всегда важно понимать, с кем соревнуется пара, с которой я работаю. Первый вопрос, который я задаю пока незнакомой паре на уроке после того, как увижу их танец, в каком туре вы сейчас обычно танцуете?

Скажем, пара в полуфинале национального чемпионата. Далеко или близко к финалу? Это начальная информация о паре для меня.

Далее я связываю для себя результат и танец. Что я всегда делаю, если понимаю, что пара мне доверяет вести ее как одному из тренеров, это иду на турнир смотреть на их соперников. И непринципиально даже, танцуют ли они сами в этот день. Если танцуют ― то хорошо, если нет ― я проанализирую среду, в которой пара соревнуется. Только по прошествии всего вышеописанного у меня начинает формироваться картина, от которой дальше можно говорить о результативной работе.

Если подвести итог, то самое важное, на мой взгляд, в подходе тренера ― это его способность увидеть главное на данном этапе для пары, выделить это в первостепенную задачу для развития танца и помогать далее это развивать.

Вспомните фигурное катание: там тренер все время рядом с парой на льду. После выступления он будет рядом на скамейке сидеть, когда будут объявлять результаты. Это нормально, для меня это про ответственность тренера.

Я вообще считаю, что команда ― это самая большая сила. А когда пара просто приходит на уроки «получать информацию» ― в этом командности нет никакой. Если нет вовлеченности тренера, нет его заинтересованности.

В качестве примера связи результативности пар с амбициозностью тренеров ярким примером является юниорский Блэкпул, когда финал был представлен семью парами из Украины. Там очень сильная конкурентная среда! Когда я работала в Украине и меня как чемпионку страны приглашали судить титульные соревнования, я иногда задумывалась ― принять ли приглашение на судейство или лучше быть в зале рядом со своими ребятами. Потому что я прекрасно понимала, что когда я с ними, то они после каждого танца подойдут ко мне, я их поднастрою, что-то подскажу, где-то, может быть, по расположению удачному на площадке сориентирую. В последние годы я даже отказывалась от судейства в пользу нахождения с ребятами за паркетом, потому что я понимала, что я им там нужнее. Ведь когда они хорошо станцуют, то крестики им поставят и другие судьи.

В мире много очень хороших тренеров. Я вижу их в залах, вижу, как они работают, вижу их уроки и группы на видео их учеников, которые вывешивают посты в соцсетях. И я испытываю к этим тренерам огромное уважение.  

Но я вижу и другое: многие к подходу, о котором я говорю, не готовы. Для многих это непривычно. Причем и для преподавателей, и для учеников.

Я считаю, хороший тренер должен (я не боюсь использовать здесь это громкое слово) порой научить ученика правильному отношению к себе, к критике, к конкуренции, к взаимодействию с партнером, к тренировочному процессу, к дисциплине и так далее. Даже у взрослых не всегда здоровое и правильное отношение к этим вещам, а детям, юниорам вообще неоткуда этому научиться! Они учатся как раз в процессе тренировок и взаимодействия с тренером и друг с другом в паре.

Правильное отношение ко всем аспектам танцевального процесса ― это неотъемлемая составляющая роста и дополнительный стимул.

Очень жаль, когда недостаточная широта сознания танцора, его нежелание посмотреть на вещи под другим углом останавливает его развитие. Задача тренера ― донести это до ученика доступным для его понимания языком и помочь ему выбирать такое отношение ко всему, которое будет помогать ему двигаться в правильном направлении.

Если ученику нужно сказать правду, которая ему не понравится, работа тренера ― сделать это. Это далеко не всегда приятно, потому что человек порой абсолютно не готов принять услышанное ― у него сложились какие-то определенные стереотипы или убеждения, и он держится за них, хотя это никак ему не помогает.

Что бы сделал учитель танцев в такой ситуации? Знаю тех, кто начал бы говорить то, что ученик хочет услышать. А он порой хочет, чтобы его погладили по головке и чтобы он после урока ушел с ощущением «Какой прекрасный был урок!» Потому что это всегда приятнее ― остаться в зоне своего комфорта. А вот когда тебя оттуда подтолкнули ― это очень неприятно, ведь первое ощущение ― «туда не хочется!» А что если туда необходимо для развития? И я как тренер всегда выбираю аккуратно сказать ученику об этом, с готовностью получить вот это непринятие. Хотя мне это тоже не очень-то приятно бывает: когда ты хочешь сделать что-то хорошее для танцора, а в ответ порой получаешь не самую позитивную реакцию, то возникает вопрос – а вот оно мне надо вообще?

Но я считаю, в этом профессионализм, это как раз и отличает тренера от учителя танцев. Поэтому, те дорогие читатели моей колонки, которые учатся танцу, хочу подчеркнуть, что к информации, которую вы получаете на уроке, очень важно правильно относиться. У хорошего тренера никогда нет цели указать вам на ваши минусы и недостатки. Зачем?!

У хорошего тренера задача вам помочь.

Никогда не воспринимайте критику глубоко лично, на уроке речь всегда идет о том, что вы делаете, а не о вас.

Достаточно часто я сталкиваюсь с такой ситуацией: я вижу в паре приоритетный на сегодняшний день момент, который нужно улучшать в первую очередь. Спрашиваю: работали ли с вами тренеры над этим когда-либо? И иногда мне говорят ― нет. Мне это бросается в глаза, а пара от меня впервые слышит об этом! Иногда, конечно, бывает и так, что, возможно, до встречи со мной для пары приоритетными были другие вещи. Возможно, что когда с ней работал другой тренер, они находились на другом этапе. Но иногда ответы танцоров обескураживают! Если у пары не на месте очевидные, с точки зрения соревновательного момента, аспекты, а они последние полгода работы с тренером посвящали более второстепенным для этой пары задачам, то это просто ставит под вопрос квалификацию тренера. Наверное, это и есть подход учителя танцев: он сделал работу на уроках, но насколько пара улучшилась после занятий с ним, это уже второй вопрос.

Работа тренера всегда результативна. Конечно, на результат влияет много обстоятельств, но если тренер изначально смотрит на пару с точки зрения «что нужно, чтобы результат был лучше», то со временем (с каким ― это тоже зависит от многих частных моментов) это однозначно будет отражаться на позиции пары на турнирах.

Мои наблюдения ― это, скорее, просто повод задуматься. Как воспринимать эту информацию, каждый решит для себя, конечно, по-своему. Возможно, кому-то это не нужно, подход тренера нужен не всем парам. Ведь кому-то достаточно заниматься танцами исключительно для своего удовольствия, без особых амбиций. И конечно, каждый имеет полное право на свое видение и берет от нахождения в танцевальной среде что-то свое.

Существует такая проблема, когда пары, доверяя своему преподавателю, в какой-то момент останавливаются в своем развитии. Наступает какой-то потолок в реализации, когда дальше ни разнообразия в танце, ни движения в плане результата, и нет понимания, почему это происходит. Ведь они стараются, тренируются не меньше своих соперников, вкладывая в свое развития порой даже больше финансов, времени, других ресурсов. Скорее всего, в этих случаях можно говорить о том, что пара работает с педагогом, у которого подход учителя танцев.

Продуктивные уроки, результативная работа требуют очень большого включения тренера. Я сама получаю огромное удовольствие, когда можно сравнить танцевание до и после, причем порой прямо на уроке. Я считаю, что если пара пришла к тренеру, то тренер должен сделать все для того, чтобы был прогресс.

 

"A coach”vs “A dance teacher" ― what’s the difference?

 Author's column by Yulia Lesokhina

To start with I would want to say that from dancing and teaching in different countries and communicating with students I came to a conclusion that there are concepts that may not be named but nonetheless exist, ―  such as “a coach" and "a dance teacher."

To me the difference is fundamental. But what is it all about?

I believe a coach is working with an approach that is responsible and effective.  It’s important that a coach doesn’t show himself/herself on a lesson but finds how he/she can do something for this particular couple that will improve their dancing, which quite often isn’t just about conveying personally comfortable knowledge because this is his/her inherent style of dancing in which he/she found himself/herself and was developing and some advantages of which helped him/her personally to make a certain successful career. The principle of “doing as I do” does not work for all couples since it does not reveal the individuality of students, far not every couple can be taken to their own good results in competitions this way.

A huge number of dancers are allowed to be teaching dancing, but to be a coach means to be ready to take responsibility for the development of the couple and focus on the effectiveness of their movement in the right direction in terms of dance perspectives of both, development as artists and of the result.

Such approach requires certain amount of mental immersion into a couple’s reality — what students’ life besides dancing includes and even what subjects at school they find easier (that’s for juniors and youth couples surely) — I believe that a good coach should be acquainted with this information in general perspective.

It’s always important for me to understand who the couple I’m working with competes against. The first question I ask the new couple on the first lesson after seeing their dancing is about the round they usually dance to currently.

 Let’s say a couple is in the semifinal of a national championship. How close to the final ― that’s an important information for me. Next, I connect their result to their dancing. What I always do ― understanding that a couple trusts me to lead them as one of the coaches ― is I go to a competition to see their competitive environment. No matter whether they are dancing on the day or not. Always better if they are, but if not I just analyze the environment in which the couple competes. Only after all of the above a picture from which we can start talking about their personal successful development starts to form.

To summarize, to me the important principle in the coach’s approach is his/her ability to see the main issues at current stage of development of a couple highlighting the necessary changes as a major task for their further development and helping them get there on their way.

Thinking of figure skating, there the coach is always next to a couple by the ice rink. After the performance he/she sits next to them on the bench while the results are being announced.  This is normal, to me it's about the responsibility of a coach teaching young couples.

In general I believe a team is the biggest power which has nothing to do with when a couple simply comes on a lesson to “get information”.

As an example of the connection between the success of competitive performance of couples and the ambitiousness of the trainers take one year of junior Blackpool Dance Festival when the final was presented with seven couples from the Ukraine where a competitive environment in my opinion is the strongest in the world. Working in the Ukraine being invited to judge the title competitions I sometimes was choosing whether to accept an invitation or stay by the floor with my couples as I was understanding very well that being there for them after each dance they could come up to me and I could give them some tips on better dancing in the moment, better location on this floor considering their choreography and so on. I quite often used to turn down judging in favor of being with the guys beside the floor as I knew when they needed me there. Because as long as their best other judges will mark them well anyway.

There are many very good mentors in the world. I see them in the studios, see the videos of them teaching lessons and group-classes in social media having great respect for these coaches.

What I unfortunately also come across with is that some aren’t ready for the approach I am talking about as for them this is an unfamiliar approach, for both teachers and students.

I believe a good coach should be teaching a student the right attitude towards himself/herself, towards criticism, competition, interaction with a partner, training process, discipline and so on.  Even adults do not always have correct attitude towards these things whilst children in general have nowhere to learn that from, apart from the process of trainings and interacting with the coach and each other.

The right attitude to all aspects of the dance process is an essential part of growth.

It is sad when the dancer’s  breadth of consciousness not sufficient enough or his/her unwillingness to look at things from a different angle stop his/her development.  The task of a coach is to convey this to the student in an accessible language for him/her to understand and to help him/her choose such an attitude towards everything that would help him/her move in the right direction.

If a student needs to be told something that he/she wouldn’t like, the coach’s job is to do so. This is far from always pleasant, as a person is sometimes absolutely not ready to accept what he/she has heard, having developed certain stereotypes or beliefs that he/she holds on to, although this does not help him/her in any way.

What would a dance teacher do in this situation?  I know some would begin to say what the student wants to hear. And sometimes we all want to be “patted on the head” leaving the lesson with the feeling “What a wonderful lesson it was!” 

It is always more pleasant to stay in the zone of your comfort.  Being pushed out of there doesn’t feel nice since the first thought is “I don’t want to go there!” But what if it is necessary for development? I personally always choose to carefully tell the student about it, being ready to receive negative reaction to this, no matter this is also not very pleasant for me. When you want to do something good for a dancer and in return you sometimes get not the most positive reaction, the question arises ― do I need it at all?

I believe that’s professionalism that distinguishes a coach from a dance teacher.  Those dear readers of my column who are learning to dance, I want to emphasize that the information that you receive on the lesson takes your correct perception. A good trainer never has a goal to point out your personal advantages and disadvantages for no reason, why would he/she?

A good coach has the task to help you.

Never take criticism personally as the lesson is always about what you do, not about who you are.

Let’s take an example. It does sometimes happen that I see a priority moment for today which needs to be improved on first place in a couple’s dancing.  Wondering whether the coaches ever worked with them on this and sometimes hearing their “no” surprises me as it turns out the couple hears about it from me for the first time! Sometimes of course it could be so that perhaps before meeting me it was about some other things that were priority for the couple that they were focused on. But in case a couple doesn’t have obvious aspects that they are focused on having devoted their last let’s say six months to working with a coach on tasks that are more secondary for them ― then this simply puts the qualification of the coach into question. This is what most probably the approach of a dance teacher is, the work on the lesson has been done but how much it improved the couple is another question.

The work of a coach is always productive. There are a lot of circumstances affecting the result but in case the coach initially looks at the couple from the point of “what is necessary for the result to be better”, then over time (very individual matter but still) this will definitely affect positions of a couple on competitions.

My observations might be a food for thought to someone and how to perceive this information is surely up to everyone of our dear audience to decide for him/herself in their own way. Perhaps someone doesn’t need the approach of a coach dancing exclusively for their pleasure with no certain ambitions result ― wise which of course everyone has every right to be doing, taking something theirs from being a part of dance environment.

Once there exists a problem when a couple trusting their teacher notices a stop at some point of their development reaching a certain “ceiling” in their implementation when there is neither variety in dance development nor movement in terms of results and no understanding why this is happening with them taking constant efforts, training no less than their fellow competitors sometimes investing even more finances, time and other resources into their development. Most likely in this case we can say that the couple works with a mentor who has the approach of a dance teacher.

Productive lessons and productive work require a very ambitious participation of a coach.  I myself enjoy it a lot when one can compare dancing before and after, sometimes right on the lesson. I believe that if a couple trusts their career to a coach he/she should do everything to make them progress best.
 

Photo: Marcin Golkowski, StudioPM Photography 

Вернуться в раздел

Последние публикации

Оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи – зарегистрироваться. Если вы уже зарегистрированы – авторизуйтесь.

Объявления

Подать объвление

Все для танца: товары и услуги

АКЦИЯ! Джазовки: нат.кожа ― 1250 р., текстиль ― 1000 р.
«Пора танцевать!», Москва, Автозаводская, 19 корп. 1

Сезон РАСПРОДАЖИ: женская, мужская и детская обувь, рейтинговые платья
«Пора танцевать!», Москва, Малая Семеновская, 6 

Психология
в танцевальном спорте