Психология

Танцевальная концепция пары

04.09.2018

Можете ли вы прямо сейчас сказать, в чем уникальность вашей пары? «Наш танец очень искренний», «танец — наша жизнь», «мы танцуем не для судей, а для зрителя» — это не уникальность. То же самое можно сказать про половину ваших соперников. О том, что такое настоящий изюм пары, зачем он нужен и как его отыскать, — в авторской колонке Елены Бабиевской «Психолог танцорам: как достичь максимума». 

От автора 

Как правило, в танцевальном мире знания передаются из уст в уста, но я из тех, кто любит не выслушать, а прочесть. Поэтому с тех пор, как я начала заниматься танцами, я искала какую-нибудь толковую литературу в тему — как справляться со стрессом на соревнованиях, как правильно строить тренировки, планировать сезон и задачи и проч.

Книга Рууда Вермея «Latin. Thinking, sensing, doing» показалась мне скучноватой, очень теоретичной и оторванной от практики. Но — о чудо! — вместе с ней Амазон предложил мне книгу, в которую я навсегда влюбилась и которая стала моим лучшим другом и помощником практически во всех случаях моей танцевальной жизни.

Это книга Максимилиаана Винкельхаюса «Танцуй на свой максимум», неоднократно переиздаваемый во многих странах бестселлер.

Я нашла там целую главу о системе работы со стрессом на соревнованиях. Глава про планирование сезона и тренировок с конкретными рекомендациями, как разминаться, как дышать, что есть и проч., глава про планирование танцевальной карьеры, правильную постановку целей, создание концепции пары и так далее и так далее. Сказать, что я была счастлива, не сказать ничего, я была просто на седьмом небе!

Было удивительно, что насколько хорошо в России знают Рууда, настолько же плохо знают Максимилиаана, его близкого друга и партнера. И про книгу его мало кто слышал.

Я начала переводить книгу для моего тренера и так увлеклась, что перевела целиком. И начала мечтать, что мы не вдвоем будем пользоваться и восхищаться этим бестселлером, а множество российских танцоров смогут познакомиться с идеями и рекомендациями этой книги. Освоила его систему и начала проводить семинары по ней. Познакомилась с автором и нашла издательство для выпуска его книги в России.

Сейчас книга движется к печати, а я вместе с журналом «Белый жанр» открываю рубрику, посвященную тому, как использовать психологию в танцах, чтобы танцевать на свой максимум.

Поскольку мы Максимилиааном отлично дополняем друг друга - он из танцев пришел в психологию, я - наоборот, оба мы знаем и то, и другое изнутри, я хочу поделиться с вами своим опытом танцующего психолога - об использовании идей Максимилиаана в моей танцевальной практике и практике моих клиентов. А заодно и моими ноу-хау в той же области.

Елена Бабиевская, психолог, психотерапевт, директор «Психологического центра на Пятницкой»

Я решила начать не с начала книги Максимилиаана Винкельхаюса, а с конца — с планирования танцевальной карьеры в целом, а конкретнее — с концепции пары. Сейчас, в начале сезона, есть хорошая возможность сделать то, на что никогда не хватает времени: создать концепцию вас как пары. Это то, чем вы будете отличаться от всех остальных пар, ваша уникальность, ваше «МЫ», то, что вы хотите донести миру о вашем тандеме.

Максимилиаан пишет об этом так:

«Концепция — это полная последовательная картина того, как вы хотите восприниматься окружающими. Концепция ясно определяет особенности (активы) вас обоих тем путем, который подходит вам лучше всего и делает их уникальными. Наиболее неопределенный путь сформулировать концепцию — сказать, что вы танцуете бальные танцы. В этой концепции нет уникальности. Другие спортсмены на паркете делают в точности то же самое».

Мой тренер Владимир Фетисов: «Все полуфиналисты чемпионатов мира похожи друг на друга, у финалистов же обязательно есть «изюминка», которая отличает их друг от друга».

Мы создавали нашу концепцию пары в прошлогодние каникулы. Сделали мы это так: у каждого из нас был список основных характеристик партнера и партнерши (рис.1) и список танцевальных концепций пары (рис.2) из книги «Танцуй на свой максимум». Мы использовали предложенные в книге списки, но с возможностью добавить что-то.

Рис.1 

 

Сначала каждый выбрал по три основные характеристики — как он видит себя и партнера. А также — как он видит существующий образ (концепцию) нашей пары и какой бы хотел ее видеть. Делали мы это отдельно друг от друга. Потом собрались вместе и сравнили, что получилось. Оказалось, что мы «угадали» друг друга по двум из трех пунктов, то есть видение основных качеств себя и партнера у нас совпало. И что у нас одинаковое видение и того, какой мы видим нашу пару («Артистичная»), и какой хотим ее видеть («Экстравагантная»). Это само по себе уже была очень хорошая новость — что мы реалистично чувствуем и представляем друг друга и у нас одинаковое видение и нашей пары сегодня, и того, какой мы хотим ее видеть. Это дало нам много энергии).

Рис.2

Потом мы помедитировали над пунктами для каждого и над желаемым образом пары в целом. Мои характеристики были: женственная, сексуальная, чувственная, стервозная, партнера — артистичный, мужественный, энергичный, озорной. Из них и родилась наша уникальная концепция пары. Мы назвали ее «Нахалка и хулиган». Нам обоим это определение подходило, нравилось и давало энергию. А дальше все вопросы и идеи мы сверяли с этой концепцией. Например, если был «затык» в хореографии. Или нужен был новый костюм. Или эмоциональное наполнение какого-то танца. Или если страшно было выйти на паркет, я вспоминала: «Кто я? Ааа, нахалка!» И это давало нужную энергию. И так далее.

Как только возникал тупик, стоило подумать — а как хулиган здесь станцует? А как нахалка будет это проживать? И все сразу решалось.

Вот уже год, как мы развиваем эту концепцию. И, без ложной скромности, часто слышим, какая мы гармоничная пара. И хорошо запоминающаяся тоже.

В этом и есть суть создания уникальной танцевальной концепции пары (так же, как утп - уникального торгового предложения товара): создание и развитие того, что отличает вас от всех остальных. Пар на паркете много, и все похожи друг на друга. Найдите и сценически усильте свою уникальность и результаты не замедлят сказаться. И не только зрительских симпатий, но и судейских оценок.

 

Итак, технология:

1. Как я вижу себя? Как я вижу партнера? По 3 характеристики из списков на рис.1
2. Какой я вижу пару и какой хочу видеть? (Рис.2)
3. Сравнение того, что вышло.
4. Обсуждение.
5. Создание (выбор) уникальной концепции пары. Она должна быть короткой, ясной, емкой, давать вам энергию. Если энергии не чувствуете, значит, концепция не годится. 

Максимилиаан: «Желаемая концепция должна быть представлена ​​в виде одного или двух слов и состоять только из одной идеи. Две идеи в одной концепции часто сбивают с толку и не дают понять, какую пару вы ищете». 

Напоследок несколько примеров концепций выдающихся нынешних и прошлых чемпионов мира от Максимилиаана:

«Стандарт: Высокое техническое мастерство, Утонченность, Атлетическое впечатление, Динамичный и Экспериментальный, Неожиданный и Чувственный, Легко идущий, Красота простоты.

Латина: Доминирующий мужчина и Послушная женщина, Ритмичная и Модная хореография, Артистичный, Милый и Безупречный, Светский и Яркий, Яркий, Умный и Яркий, Модный и Артистичный, Чувствительность и Современная хореография или Равенство в отношениях».

Попробуйте в качестве разминки угадать, к какой из чемпионских пар относится каждая из этих концепций. Можно это сделать в комментариях к этому посту. Если будут вопросы по технологии — обращайтесь здесь или приходите на консультацию в мой центр.

 

The English version of both books can be bought at www.dsi-london.com

Вернуться в раздел

Последние публикации

Комментарии: 1

DariaBaykova, 05.10.18 (23:19)
Очень интересная и полезная статья, спасибо огромное. Жду книгу и новые статьи с нетерпением. Смешно, если я могу сказать, какой мой партнер и какой в идеале вижу нашу пару, я не могу сказать ничего о том, какая я (((

Оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи – зарегистрироваться. Если вы уже зарегистрированы – авторизуйтесь.

Объявления

Подать объвление

Все для танца: товары и услуги

АКЦИЯ! Джазовки: нат.кожа ― 1250 р., текстиль ― 1000 р.
«Пора танцевать!», Москва, Автозаводская, 19 корп. 1

Сезон РАСПРОДАЖИ: женская, мужская и детская обувь, рейтинговые платья
«Пора танцевать!», Москва, Малая Семеновская, 6 

Психология
в танцевальном спорте