Мой взгляд

Оценен, значит обесценен?

05.01.2018

Многие из тех, кто связан с бальными танцами, испытывают потребность делиться своими наблюдениями, мыслями, мнением о различных аспектах этого яркого и многогранного мира. Совсем недавно мы спорили о специфике судейства Pro Am, обсудить которую нам предложил Андрей Бущик, а благодаря Алине Цыпленковой поговорили о вмешательстве родителей в тренировочный процесс. Сегодня ― новая тема. Почему некоторые родители не хотят, чтобы тренер оценивал их детей? Можно ли научить, не оценивая? Что дает оценка самому юному танцору? Об этом речь в авторской колонке руководителя танцевально-спортивного клуба «Квадрат» (Санкт-Петербург) Юлии Абросименковой.

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА ЮЛИИ АБРОСИМЕНКОВОЙ

Об авторе

«Я родилась в спортивной семье, свой путь начинала с художественной гимнастики, и чем бы ни пробовала заниматься в дальнейшем в других сферах, «спортивный ген» вел меня своей дорогой. 12 лет назад бальные танцы просто ворвались в мою жизнь. Это был тот самый случай, когда не ты находишь, что ищешь, а это «что-то» само находит тебя. Все начиналось как факультатив для спортсменов-единоборцев, со временем превратившись в любимую профессию и развивающийся бизнес. 

С отличием окончила Санкт-Петербургский колледж физической культуры и спорта при Национальном университете физкультуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. Второе образование получила по специальности «специальная психология». Руководитель танцевально-спортивного клуба «Квадрат» (Санкт-Петербург). Многолетний опыт и наблюдения, живой интерес к происходящему позволят мне, думаю, делиться с вами своими мыслями и историями.»

С какими только причудами человеческой фантазии не столкнешься в педагогической и тренерской практике! Извечная и избитая тема взаимоотношений тренеров и родителей, взглядов на тренировочный процесс и воспитание личности с необходимыми качествами для нашего с вами прекрасного спорта… Тем для размышлений огромное множество, но сейчас речь пойдет вот о чем: «Научите, но не оценивайте». В моей практике случалось сталкиваться с таким пару раз. Это были настоятельные требования не ставить оценки и не делать замечаний, что осложняло процесс занятий и обучения, поэтому хочется затронуть эту тему. 

Лозунги родителей звучали категорично: «Мы против оценки. Ребенок должен заниматься так, просто, для себя»

И происходит абсурд: приводят ребенка в спортивную секцию и доказывают там же, что оценивать и сравнивать ― плохо! Казалось бы, привел ― соглашайся, не согласен ― не приводи. А для себя танцуй дома. Но нет. Однажды, выслушав мою позицию на этот счет, родитель сказал: «Не судите да не судимы будете». Заповедь, бесспорно, хороша и применима в бытовом смысле межчеловеческих отношений: не сплетничай, не обсуждай, не наговаривай и не придумывай того, чего нет. А если придумал и ты с этим согласен, то воспринимай и чужое мнение. Но с точки зрения спорта и педагогических взаимоотношений ученик-учитель (в любой сфере) она становится по смыслу просто комичной и несуразной. 

Что заставляет человека идти против очевидной системы: оценочной системы спорта и образования в целом, например? Ведь оценка везде. Переход из класса в класс ― оценка, соревнования ― оценка. Сам тренировочный процесс ― тоже оценка, но это вовсе не агрессивные личные нападки, а указание нужного направления. В «настоящем» спорте всегда считалось, если тебе не делают замечаний, значит недостаточно ценят, не замечают, значит ты недостаточно перспективный и интересный. Оценка и замечание ― есть награда, которую необходимо еще заслужить. А как учиться и учить молча? 

Если разобраться, так ли плохо иметь оценку и получать замечания со стороны? Это определенный контроль, рубеж, позволяющий понять, что сегодня ты стал лучше, чем был. Это означает, что ты можешь больше и продуктивнее. 
Тренеры, а вместе с ними и дети оказываются в зависимости от взрослых, отягощенных проблемами, нерешенными комплексами, страхами, страдающие неуверенностью в себе. Отсюда и возникает боязнь оценки ― из неспособности взрослого человека самому оценивать себя без мук и сомнений. 

Так какой же вывод?

Все хорошо в меру, оценка должна быть адекватной способностям и успехам ребенка на данный момент времени, сопоставлена с затраченными усилиями, стремлением и желанием. Оценка в спорте есть часть тренировочного процесса, направленная на результат. Она должна быть!

Фото: Spooner
 

Вернуться в раздел

Последние публикации

Оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи – зарегистрироваться. Если вы уже зарегистрированы – авторизуйтесь.

Объявления

Подать объвление

Все для танца: товары и услуги

АКЦИЯ! Джазовки: нат.кожа ― 1250 р., текстиль ― 1000 р.
«Пора танцевать!», Москва, Автозаводская, 19 корп. 1

Сезон РАСПРОДАЖИ: женская, мужская и детская обувь, рейтинговые платья
«Пора танцевать!», Москва, Малая Семеновская, 6 

Психология
в танцевальном спорте