Архив журнала|Где купить|Читать электронную версию Рекламодателям|Сотрудничество|Контакты|О проекте|Форум |
40 лет ТСК «726 ― Ритм»
23.11.2017
Когда было проще основать клуб ― четыре десятилетия назад или сегодня? Какое время за сорок лет было самым сложным для клуба? И что руководитель танцевально-спортивного клуба «Ритм» Петр Чеботарев не принимает в сегодняшней системе танцевального спорта?
5-26 ноября сотни танцевальных дуэтов выйдут на юбилейный паркет турнира «Ритм». Клубу «726 ― Ритм» 40 лет. Сорок! Школ бального танца с такой историей в России ― по пальцам пересчитать. Идея создания этого клуба родилась, в общем-то, примерно так же, как это происходит и сегодня с большинством ТСК: основатель клуба, Петр Чеботарев, сначала увлекся танцами сам, а затем захотел увлечь других. Но атмосфера, настроения и цели, которые питали рождение танцевальной школы четыре десятилетия назад, были совершенно иными. Ведь было другое время, другая страна, другой этап развития танцевального спорта. Даже интересно: когда было проще основать клуб ― тогда или сейчас? Сейчас, когда все схемы и сценарии известны заранее, но вас ожидает огромная конкуренция и рынок, или тогда, когда поле было непаханым, танцшкол даже в столице было единицы, но не было опыта и не с кого было брать пример? Кто-то скажет ― проще сейчас, кто-то ― что проще было тогда. Но наверняка согласятся все, что открыть-то клуб несложно, сложно создать нечто, что будет жить десятилетия и останется в памяти нескольких поколений.
Самая красноречивая глава
В разные годы в «Ритме» танцевали и стартовали из этого клуба в танцевальную жизнь:
Александр Мельников и Ирина Соломатина, Виктор Никовский и Лариса Давыдова, Илья Данилов и Татьяна Рыбалко, Андрей и Инна Наумовы, Сергей Рюпин и Наталья Шаломеенко, Сергей и Елена Числовы, Алексей Почаев и Наталья Кочергина, Ольга Омельченко, Егор Вышегородцев и Ольга Микешина, Андрей Кузнецов и Яна Руцких, Александр и Татьяна Кулик, Антон Баршай и Виана Ариф, Александр и Елена Сладковы, Евгений Антонов и Светлана Соколова, Анатолий Алешин и Елена Карамушко, Борис и Светлана Третьяковы, Владимир и Ирина Лисинковы, Олег Романов, Борис Докучаев, Сергей Мазаев, Владимир Пряхин, Ирина Руковицина, Владимир Журавлев, Сергей Гаврилов, Владимир Штода и Марина Цибина, Сергей Дуванов и Светлана Тверьянович, Александр и Ольга Фарапоновы, Александр Шишков и Ольга Стеценко, Уали и Наталья Евгамуковы, Владимир Селиванов, Елена Петрова, Галина Дуванова, Ольга Глушко, Екатерина Васильева, Михаил Трушин, Сергей Козлов, Мария Лобова, Иветта Кондрашова, Наталья Усанова, Марат Гимает и Анна Оксенгойт, Владислав Бородинов и Ирина Гарус, Дмитрий Демидов и Олеся Борисова, Александр Лебедев и Ольга Гаршина-Качиаре, Алексей и Анна Колодкины, Сергей Волков и Наталья Кулагина, Дмитрий и Анастасия Титковы, Юрий Нездойминога и Екатерина Трофимова.
Хотелось красоты!»
История любого клуба ― история личности его создателя. Как танцы вошли в жизни Петра Чеботарева? Возможно, на его склонность к этому прекрасному искусству повлияло вынужденное отстранение от обычной жизни советского подростка и погружение в книги, в красивые сюжеты романов. В возрасте 11-12 лет Петр из-за проблемы со здоровьем много месяцев обучался на дому и практически не общался со сверстниками.
- Я надолго выпал из социума, из жизни своего класса, своей школы, ― говорит Петр Владимирович. ― Я жил в каком-то своем, параллельном мире. Я занимался английским языком, стендовой стрельбой, я читал Джека Лондона и представлял, что именно так должен жить настоящий элегантный мужчина. Не так, как получалось в Советском Союзе, а так, как в книжках. Хотелось красоты! А из всего того, что было вокруг, ближе всего к книжкам были танцы. Перед 8 или 9 классом, летом, на каникулах, я увидел объявление, что в парке Лефортово есть школа социально танца. Я сам, без родителей, пошел туда, записался. Там было такое зеленое летнее помещение для занятий. На уроки приходили куча неустроенных женщин и приблизительно такие же мужчины. Вел занятия пожилой мужчина в хорошем костюме, с молодой ассистенткой. Танцевали мазурки, гавоты, польки, советские танцы ― все, что можно танцевать в парках. Когда педагог велел кавалерам приглашать дам, мужики бросились разбирать хороших партнерш. Мне досталась тетя раза в три шире меня и на голову выше. Она все время наступала мне на ноги, извинялась и снова наступала. Но я продержался курс, выучил все эти танцы. Я бы и дальше туда ходил, если бы в сентябре на школьном вечере старшеклассники не станцевали классно, тремя парами, мэдисон, модный тогда американский танец. Я ахнул. Я был шокирован! Спрашиваю их ― где это, откуда?! Они: во Дворце пионеров и школьников. Я туда. А там были лучшие педагоги того времени Мария Николаевна Осипова и Юрий Евгеньевич Елинек. Они были сориентированы на конкурсную программу, на Прибалтику. Там я встретил Аллу Чеботареву. И мы начали заниматься конкурсной программой. Затем мы были у Александра и Елены Чекоткиных, в ЦДКЖ, а потом уже всерьез и надолго попали к Станиславу и Людмиле Поповым. Для нас это был, наверное, самый гармоничный опыт, потому что они открыли нам взрослый, умный, профессиональный подход к танцу. Но тогда мы занимались только своей карьерой, то есть просто тренировались и выступали. А желание создать свой клуб пришло только в 1977 году.
Петр и Алла Чеботаревы - на высшей ступени пьедестала и на паркете. |
Что делает сегодня желающий открыть танцевальную студию? Выбирает место, сравнивает стоимость аренды, изучает конкурентов, продумывает программу, формирует ценовую политику, составляет расписание, приглашает педагогов, запускает рекламу… Ну и вкладывает во все это деньги, конечно.
- Что я сделал? ― рассказывает Чеботарев. ― Я просто пошел в ближайшую обычную школу, к директору: «Давайте мы у вас откроем клуб». Он: «Даже не думайте! У нас прекрасный зал, и там все стулья прикручены к полу». Но я был наглый, точнее, без тормозов. Я пошел в Управление народного образования, записался на прием (помню, там была некая Анетта Петровна Сотникова). «Хочу, ― говорю, ― сделать молодежный танцевальный клуб, а директор не разрешает.» Она: «Какая школа?» Я: «428-я». Она снимает телефон: «Почему такую инициативу не поддерживаете?» ― «Ну, пусть приезжают». В течение одного дня договорились! Я снова в школу, стулья открутили... Но не вообще их убрали, конечно, а каждый раз раздвигали, ставили друг на друга по стеночке…
Новорожденный клуб получил название «726». Загадочная цифра сложилась из дня и года открытия и количества первых учеников: 1977-й, 2 февраля, 6 человек.
Впрочем, количество учеников увеличивалось быстро.
- Я просто ходил по классам и говорил: давайте танцевать, ― рассказывает Петр Владимирович. ― И группы были полные! Интерес был сумасшедший тогда, был же дефицит на красоту… И в этом же зале, с раздвигающимися стульями, через какое-то время мы провели наш первый турнир. Причем на него приглашали так же: по знакомым, по друзьям. Просто говорили: приходите к нам на турнир. А как организовывали, что брали за основу? Мы равнялись на турниры в Прибалтике, они тогда уже были перед глазами. Из наших ― было «Созвездие», смотрели на турниры этого клуба. Никаких танцевальных организаций, никакой координации еще не было, каждый что-то делал сам по себе, как хотел и как мог. Меня, конечно, волновали мои собственные впечатления и представления о том, как все это должно быть, и я как-то соединял это с тем, что видел вокруг. Так мы прописывались в молодой московской танцевальной общественности.
Участники первого турнира клуба «726». |
Первые
Клуб «726» существовал 10 лет, а затем настало время расширяться. Ведь за это десятилетие появились другие клубы, бальные танцы стали популярнее, за плечами Чеботарева уже был опыт проведения больших турниров, а главное ― на дворе была перестройка, везде шло какая-то движение, все начинали смотреть в сторону бизнеса ― например, проводить коммерческие дискотеки. А еще всем и каждому разрешили создавать молодежные общественные объединения, что раньше было немыслимо. Все вместе это привело к тому, что в 1988 году на базе клуба «726» было создано объединение «Ритм», учредителем которого стал Всесоюзный научно-методический центр Министерства культуры СССР. На правах коллективных членов в объединение вошли танцевальные клубы Томска, Волгограда, Иванова, Кишенева, Тбилиси. В новом качестве бывший клуб «726» сделал еще больше передовых, амбициозных для своего времени шагов. Вот некоторые из них:
● Октябрь 1988
Провели первый открытый конкурс «Ритм». По его результатам сформировали команду клуба для участия в командной встрече с танцорами из ФРГ в следующем году.
● Март ― апрель 1989
Провели командную встречу с танцорами из Германии ― серию конкурсов в немецкой земле Баден-Вюртенберг и разных городах и республиках CCCР: в Москве, Кишиневе, Ленинграде, Волгограде, Тбилиси. Причем в СССР организовали роскошный круиз по Волге: шли на корабле из Москвы, останавливаясь в городах, где были запланированы конкурсы.
● Июнь 1989
В рамках международного конкурса исполнителей бального танца «Большой вальс» провели Всесоюзный семинар. Технику латиноамериканских танцев объясняли одни из ведущих американских педагогов Колин и Лина Джеймс. Материалы семинара, записанные на видеокассету, долгое время использовали танцоры всей страны.
● Август 1989
Делегация «Ритма» в составе 45 человек выехала в Мангейм на открытый чемпионат Германии. Это стало началом массового выезда советских танцоров на конкурсы в Германию.
● Сентябрь 1989
По поручению Министерства культуры танцклуб «Ритм» совместно с Всесоюзным научно-методическим центром Министерства культуры СССР организовал и провел в УСА «Дружба» 13-й чемпионат исполнителей бальных танцев социалистических стран.
К слову. От клуба «Ритм» за нашу страну на чемпионате выступили: в европейской программе Александр Мельников и Ирина Соломатина (1 место), Алексей Почаев и Лариса Давыдова (5 место), Виктор Никовский и Ольга Стеценко (полуфинал), в латиноамериканской программе Александр Мельников и Ирина Соломатина (1 место), Виктор Никовский и Ольга Стеценко (2 место).
● Май 1990
Вышел первый номер единственного в СССР цветного журнала о конкурсном танце «Па».
● Июль 1990
В Пярну (Эстония) провели международный танцевально-спортивный семинар с участием танцоров из ФРГ, Болгарии, Москвы, Новокузнецка, Тольятти, Черкесска, Волгограда, Пензы, Львова, Нижнего Новгорода и Перми. Семинар вели немецкие танцоры и педагоги Роман Барфус и Сюзи Штайн.
● Октябрь 1990
В УЗС «Дружба» провели 3-й открытый чемпионат «Ритм». Это был крупнейший турнир за всю историю отечественного конкурсного танца: в нем участвовали 114 пар из 27 городов СССР.
К слову. Победителями стали: Михаил Баташов и Лилия Копылова (конкурс детей по танцу ламбада), Егор Вышегородцев и Ольга Микешига (конкурс взрослых по танцу ламбада), Илья Данилов и Татьяна Рыбалко (европейская программа), Виктор Никовский и Лариса Давыдова (латиноамериканская программа).
● Ноябрь 1990
На сцене Московского городского дома пионеров и школьников провели Всесоюзный семинар для танцоров и педагогов по танцам латиноамериканской программы. Вели семинар Петр Чеботарев, Александр Мельников и Ирина Соломатина. Семинар записали на видеокассету и по заявкам высылали всем желающим.
Только подумайте! Соревнование команд двух стран в то время, когда еще вообще мало кто выезжал за границу. Семинары (всесоюзные!) ведущих зарубежных педагогов в то время, когда информацию о технике только начинали собирать по крупицам. Чемпионат соцстран и крупнейший в истории страны конкурс по международной бальной программе в то время, когда еще не было забыто идеологическое давление Минкультуры CCCР с его пропагандой советских танцев… Клуб «Ритм» не был первым клубом бального танца, развивающим в СССР международную конкурсную бальную программу, но многое, что они делали, было передовым. При этом все мероприятия, включая выезды в Германию и командные встречи, держались исключительно на частной инициативе, на энтузиазме основателя клуба. В те годы уже развивалась Ассоциация бального танца (АБТ), и по статусу «Ритм» был ей равен: и то, и другое было общественным объединением. Более того: все сильнейшие пары, уже известные на западе, танцевали именно в «Ритме». Тем не менее, АБТ, которую в последствии много лет возглавлял Павел Дорохов, уже была официально признана головной международной организацией IDSF и у нее уже была полная структурная вертикаль ― региональные отделения, национальные чемпионаты.
- Чтобы все мои пары могли участвовать в чемпионатах Европы и мира, нужно было состоять в официально признанной структуре, ― говорит Петр Владимирович. ― И я сказал своим: «Ребята, для того, чтобы у вас было все хорошо и вы имели право участвовать в чемпионатах мирового уровня, мы пойдем туда все вместе». Я добровольно закрыл свое всероссийское объединение и привел всех своих танцоров в российскую организацию танцоров-любителей. А «Ритм» продолжил существование в статусе клуба.
Участники первой командной встречи танцоров клуба «Ритм» и танцоров из Германии. |
Деньги? Не слышали!
Пожалуй, одно из ключевых отличий первых клубов бальных танцев от сегодняшних состоит в том, что тогда движущей силой была сама жажда танца. А не выгоды, которые может принести танец.
- Все было бесплатно, ― говорит Петр Чеботарев. ― Чтобы кто-то в клубе за что-то взял деньги ― этого нельзя было представить. Денежные отношения считались криминалом! Мы всё делали друг для друга просто так, мы так жили, мы по-другому не умели. Была одна история. Мы с Аллой уехали на какой-то конкурс, а ребята в клубе должны были выступить с показательным номером. Это была смесь рок-н-ролла, буги-вуги и джайва, и по задумке ребята должны были танцевать в белых кедах. И вот один член нашего клуба собрал с ребят деньги на эти кеды и купил на всех. А кто-то увидел, что кеды в магазине стоят дешевле, чем сказал купивший. Скандал был страшный! Сейчас можно было бы сказать: это мой процент за работу, за то, что я купил для всех. Но тогда нам и в голову такое не могло прийти! Более того, я зарплату не мог получить несколько месяцев ― я не знал, как это делается! Я честно и скромно отработал месяца три-четыре, потом робко спросил: «А можно что-то получить за это?» Мне говорят: «Езжай в РОНО, спроси бухгалтера». Хотя я был как-то оформлен в этой школе... Но мне было настолько неважно это! Я хорошо учился в институте и получал стипендию, ну и помогали родители. Не было, как сейчас: кое-как научился танцевать, скорей создавать группу, срубить бабла, через год группа развалится ― ну и фиг с ней, соберем новую…
Члены ТК «Ритм» после празднования 5-летнего юбилея клуба. |
Сложно не было. Было интересно!
- Какие годы за всю историю клуба были самые сложные для вас? ― спрашиваю я.
- Я так никогда не воспринимал это, ― объясняет Петр Владимирович. ― Не было сложно! Было безумное удовольствие от того, чем занимаешься. Всегда! Всегда был внутренний смысл того, что мы делали. В год становления был отчасти эпатаж, так как международная программа запрещалась, и это давало ощущение, что ты в центре мировой жизни, немного тайной, запретной. Мы чувствовали себя немного не то что капиталистами, но носителями другой культуры. При этом это ни в коем случае не было слепым преклонением перед западом! Было ощущение, что нам этого не хватает. Но при этом у нас своего выше крыши. Вы нам только дайте возможность в этой форме самореализоваться, и мы туда привнесем все лучшее из национального!
Наверное, самое тяжелое время ― сейчас. Потому что система ценностей очень резко поменялась. Мне категорически не нравятся многие вещи, например, то, что молодые педагоги думают о том, как заработать деньги, а не о том, чтобы их ученики развивались. Я вижу результат этого: приходят пары (и неплохие пары!), которые не знают ни людей, которые сделали сегодняшний бальный мир, ни даже название фигур, которые они танцуют, и для них это норма. Как их учат?! Их учат только для того, чтобы педагог получил коммерческую отдачу. Система, которая существует у нас сейчас, ― чистая коммерция. В ней нет места бескорыстной любви к танцу. В этой системе мы не помним педагогов, через которых поднялись наверх. Ну и плюс с переходом в спорт мы получили формализацию всего, абсолютно всего! Я не уверен, что это правильно. Но я уверен в том, что большая история складывается из маленьких шагов, общее состоит из частного. И я рад, что танцевальный клуб «Ритм», ставший одной из вех истории танцевального спорта России, прошел такой путь и сегодня празднует юбилей.
Елена Укусова
Последние публикации
Оставить комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи – зарегистрироваться. Если вы уже зарегистрированы – авторизуйтесь.
Объявления
Все для танца: товары и услуги
АКЦИЯ! Джазовки: нат.кожа ― 1250 р., текстиль ― 1000 р.
«Пора танцевать!», Москва, Автозаводская, 19 корп. 1
Сезон РАСПРОДАЖИ: женская, мужская и детская обувь, рейтинговые платья
«Пора танцевать!», Москва, Малая Семеновская, 6