Танцы и общество

Неформатный танец?

24.04.2009

Среди российских танцоров-колясочников ― чемпионы мира и Европы по бальным танцам на колясках. Но общество негласно решило, что им лучше танцевать среди своих, и не приветствует танцующих инвалидов на «обычных» мероприятиях и в СМИ.
СПРАВКА:

Танцы на колясках как метод реабилитации инвалидов опорно-двигательного аппарата впервые стали использовать в 60-х годах прошлого века в Великобритании. К концу 70-х они развились в спортивные состязания, и теперь один раз в два года под патронажем Международного Паралимпийского Комитета проводятся чемпионаты Европы и мира.

Танцы на колясках распространились по всей Европе, пришли в Азию и Америку и на другие континенты. В России первый клуб спортивных танцев на колясках открылся в 1997 г в Санкт-Петербурге, в том же году наши танцоры начали участвовать в международных соревнованиях - сначала петербургские пары, затем к ним присоединились пары из Тюмени, Перми, Москвы. С 2006 года танцы на колясках включены в государственный Всероссийский Реестр Видов Спорта

Сегодня среди российских танцоров-колясочников четыре пары носят титул чемпионов мира, две пары - чемпионов Европы. На чемпионате мира 2008 года команда России была уже самой многочисленной и результативной: три золотых, одна серебряная и две бронзовые медали - лучший результат в командном зачете!

В танцах на колясках приняты несколько форматов: - одиночный танец (single dance) - когда танцует один человек, сидящий в коляске;

- дуэтный танец (duo dance) - танцуют два партнера в колясках;

- комбинированный танец (combi dance) - танцуют танцор в коляске в паре с танцором-неинвалидом;

- танец в ансамбле (group dance) - танцуют несколько танцоров в колясках или совместно с партнерами-неинвалидами. 

Петербургский клуб «Танец на колесах» на свой город не жалуется: Комитет по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга помог с залом для тренировок, с участием правительства города проведены девять международных турниров по танцам на колясках, среди них «Кубок Европы» и «Кубок Евразии». Международный комитет по спортивным танцам на колясках предлагал клубу «Танец на колесах» провести в России и чемпионат Европы, но это задача непосильная: инфраструктура российских городов еще не привыкла думать об инвалидах. Мало автобусов с низкой посадкой, нет недорогих приспособленных отелей и вместительных помещений для инвалидных колясок. Это тоже, кроме прочего, влияет на медленное распространение танцев на колясках в нашей стране: на тренировки нужно ездить, а наши улицы к самостоятельному передвижению колясочников не располагают. Поэтому, несмотря на то, что этим видом спорта занимаются уже в двенадцати регионах России, колясочников-танцоров в стране пока не больше сотни. Но хотя рост числа участников танцев на колясках стремительным не назовешь, уровень сложности танца на инвалидной коляске за десятилетие вырос заметно. То, что сегодня начинающим передают опытные танцоры, когда-то с нуля, наугад, на себе пробовала самая первая танцовщица - колясочница в России - основатель петербургского клуба и президент Федерации спортивных танцев на колясках Елена Лозко.

 

Подать пример

Травму позвоночника Елена получила в десять лет, но в ее семье ни разу не произнесли слово «инвалид». С помощью родителей, которые никогда не считали, что дочь не будет больше ходить, Елена получила образование и профессию бухгалтера. В 1996 году в программе «Время» она увидела короткий сюжет о выступлении танцоров на колясках где-то за рубежом. Ничего подобного в России не было. Елена стала просить знакомых, которые выезжали за границу, найти хоть какой-нибудь материал об этом виде спорта. Через некоторое время из Швеции ей привезли видеокассету с чемпионатом Европы по танцам на колясках, прошедшем в Германии. О том, чтобы заняться этим самой, Елена, тогда, даже не подумала - ей всегда была ближе роль организатора. Сразу захотелось рассказать инвалидам о таком замечательном способе активной деятельности и как можно скорее распространить его по всей стране. Она обратилась к педагогам бальных танцев, показала им кассету. Те сказали: «Ну, наверное, что-то можно попробовать... Ищи людей.». Но оказалось, что затея понравилась только Елене. Она обзванивала всех, с кем приходилось сталкиваться в больницах, в реабилитационных центрах, но слышала что-нибудь вроде «ты меня извини, но тебе что, больше заняться нечем?». Идею не приняли даже колясочники, что уж говорить о людях без отклонений в физическом состоянии. Воплощать в жизнь чудесное западное начинание оказалось не с кем. И тогда кто-то из педагогов-бальников сказал Елене: «А сама-то что? Людям надо, наверное, просто показать». И Елена начала учиться танцевать сама - как ей тогда казалось, только ради презентации, чтобы подать пример.

Никогда раньше она не садилась в инвалидную коляску. Специализированное средство передвижения стойко ассоциировалось с беспомощностью, и Елена всегда принципиально ходила на костылях. Но, чтобы донести до всех, что на коляске можно, оказывается, танцевать, она села в инвалидное кресло. К счастью, среди знакомых удалось найти партнера, который согласился попробовать. Он приходил к Елене на работу к концу рабочего дня, и, когда все уходили домой, они раздвигали столы и тренировались посреди папок с бухгалтерскими документами.

Дебют первой российской комбинированной пары состоялся летом 1997 года в Санкт-Петербурге на открытии международного турнира по баскетболу на колясках. Этот паралимпийский вид спорта уже тогда был значительно популярнее в России, и с организаторами удалось договориться о показательном выступлении. На турнире было много прессы, и вечером Елена увидела репортаж в теленовостях. Коротким фрагментом показали их пару и комментатор сказал: «Сегодня впервые в нашей стране выступили танцоры на колясках. Что сказать, уважаемые зрители… наверное, танцевать, все же, лучше на ногах.»

Но Елена не бросила свою затею. Кроме природного упорства помогали звонки: после того выступления у нее начали спрашивать, можно ли присоединиться к танцам на колясках. В том же году Елена со своим партнером, Александром Александровым, приняли участие в чемпионате Европе где заняли… предпоследнее место. Такой результат не ошеломил, а лишь заставил тренироваться еще настойчивее. В 1999 году российская пара Дмитрий Поляков – Елена Лозко становится бронзовым призером чемпионата Европы в Греции, а еще через год они уже вторые в латиноамериканской и побеждают в европейской программе на первом официальном чемпионате мира по танцам на колясках, проходившем в Норвегии. Елена называет этот титул решающим: после этого о танцах на колясках в нашей стране стали хоть немного говорить, в них, наконец-то, увидели не только достойный метод реабилитации инвалидов, но и новый вид спорта.

 

Свои правила

По своим физическим возможностям танцоры-колясочники разделяются на два класса. Медицинские классификаторы смотрят, насколько человек способен владеть корпусом, коляской, учитывают характер инвалидности. По результатам специальных функциональных тестов инвалиду присваивают баллы. Набравших до 14 баллов относят к первому классу, физически более слабому, от 15 до 20 - ко второму. Они соревнуются в разных группах.

- Танцы очень хорошо помогают улучшать функционирование организма, - говорит национальный классификатор по танцам на колясках Нина Андреева. - С их помощью нам быстрее удается перевести человека из первого класса во второй. Это очень хороший реабилитационный вид, не только физический, но и психологический, и социальный. Когда ребята выходят на улицу, участвуют в танцевальных конкурсах, надевают красивые костюмы, они начинают чувствовать себя совершенно по-другому. Они уже не ущербные никому не нужные инвалиды, они - нормальные личности. 

Она обзванивала всех, с кем приходилось сталкиваться в больницах, в реабилитационных центрах, но слышала: «Ты меня извини, но тебе что, больше заняться нечем?». Воплощать в жизнь чудесное западное начинание оказалось не с кем.

Категорий по возрасту в танцах на колясках нет. Единственное возрастное ограничение - так же, как и в большом танцевальном спорте, выступать в составе национальной сборной на чемпионатах мира и Европы можно лишь после 15 лет. Правда, из-за роста во всем мире числа участников этого вида спорта уже обсуждается вопрос о введении возрастных категорий юниоров и сеньоров.

Коляски для танцев готовят особо. Кроме основных колес часто добавляют дополнительное маленькое колесико, чтобы придать большую устойчивость и маневренность. Учитывая разные физические проблемы инвалидов, коляски подгоняются под каждого их них индивидуально. Стоимость таких танцевальных средств передвижения сильно разнится в зависимости от качества и страны-производителя и составляет от 30 до 150 тысяч рублей.

К концу рабочего дня, когда все уходили домой, они раздвигали столы и тренировались посреди папок с бухгалтерскими документами.

Основная проблема

Несмотря на множество особенностей танцев на колясках, их основная проблема знакома и большому танцевальному спорту: конечно же, партнеры.

- Находить партнеров, которые встали бы в пару с колясочником, очень трудно, - говорит Елена Петровна. - Все равно у людей где-то внутри сидит: инвалид - не такой человек, как я. В меру воспитания во многих засело, что инвалидность - это ущербность. У меня даже была одна пара, где девушка-неколясочница сказала мне: «Я буду танцевать везде, в любой части света, в любом городе, кроме Петербурга, чтобы никто из знакомых не видел, что я встала в такую пару». И лишь когда неколясочник видит в колясочнике равного и думает только, как бы мне заставить его сделать такую-то фигуру, тогда получаются хорошие пары. Не нужно считать этот спорт второстепенным, важно, чтобы партнеры без инвалидности не боялись приходить в наши клубы.

На турнире было много прессы, и вечером Елена увидела репортаж в теленовостях. Коротким фрагментом показали их пару и комментатор сказал: «Сегодня впервые в нашей стране выступили танцоры на колясках. Что сказать, уважаемые зрители… наверное, танцевать, все же, лучше на ногах.»

- Какая мотивация может быть у партнера без инвалидности? Зачем ему становиться в пару с человеком на инвалидной коляске? - спрашиваю я Елену Петровну.

 

- В танцевальном спорте уже очень большая конкуренция. У нас пока она значительно меньше и здесь больше возможностей себя выразить, больше шансов показать себя на самом высоком уровне, в международных соревнованиях. У нас остаются те, кто любят что-то придумывать сами, кто любит экспериментировать. Вообще-то, возможно совмещать танцевание с партнером-колясочником и с партнером ходячим, но, по опыту, большинство потом переходят к нам. Существенно, что после определенного возраста в большом спорте может быть сложно продолжать танцевать, а у нас активный возрастной критерий намного выше и зрелые партнеры себя здесь полностью реализуют.

 

- Не вмешиваются ли меркантильные отношения в комбинированные пары? Практикуется ли у вас оплата партнеру, встающему в пару с колясочником?

 

- Политика Федерации танцевального спорта на колясках такова: не различать партнера стоящего и партнера сидящего, - говорит Елена Петровна. - Я знаю, что в других клубах такие случаи были, но это ненадолго. Пара с меркантильным интересом распадается. Если нет любви к самому процессу, то никакие деньги не помогут.

«Я буду танцевать везде, в любой части света, в любом городе, кроме Петербурга, чтобы никто из знакомых не видел, что я встала в такую пару.»

Мы разговариваем в зале клуба, попутно наблюдаем за тренировкой ребят. В перерыве знакомимся. Сергей Антонов и Ольга Беляева вместе танцуют третий год. Их пара комбинированная: коляской пользуется только Сергей. Четыре года назад пришел в клуб вслед за другом, просто посмотреть. И остался. Оля в «Танцах на колесах» с 2003 года. До этого занималась обычными бальными танцами. Сергей и Ольга - призеры последних чемпионатов России, финалисты чемпионата мира 2008 года. Конечно же, невозможно удержаться от не очень корректного вопроса.

- Оля, почему ты танцуешь с партнером на инвалидной коляске? Зачем тебе это?

- На этот вопрос сложно ответить. Я занимаюсь тем, чем хочу заниматься. Так получилось. Мой педагог, Валерий Валентинович Матвеев (он давно знаком с Еленой Петровной), сказал, что здесь нужны люди, предложил придти, посмотреть. Привел, познакомил, и с тех пор я в клубе. У нас замечательные тренеры, Ирина Волкова и Константин Васильев. Здесь все то же самое: те же условия, та же техника. Кто давно танцует, достигает высокого уровня и танцует ничуть не хуже, чем «обычные» люди.

 

А нужно ли им это?

Бальные танцы щедры на эмоции. У каждого, кто попал в мир этих ярких соревнований, свои причины для полного набора чувств - от счастья до отчаяния. Какое бы место ни занимал паркет в жизни танцора, от профессиональной карьеры до двух часов в неделю в школе танцев для взрослых, каждый знает, как невыносимо обидно отказываться от участия в этой манящей жизни из-за каких-то досадных временных трудностей. Не дали визу, пришлось расстаться с партнером, трудно с деньгами, не отпускает на тренировки работа, семья против танцев - на любом уровне находятся свои проблемы и свои причины для переживаний. Именно в такие периоды мы осознаем, насколько важны для нас танцы, и отчетливее ощущаем острую потребность в тесной причастности к этой среде. Сложно представить, что значат тренировки и турниры для тех, чей мир ограничен не временной дисквалификацией, визой или некстати случившимся гриппом, а обстоятельствами, которые не пройдут ни завтра, ни через год, ни через пять.

Андрей Антонов и Александра Бердник начали учиться танцевать на колясках три с половиной года назад, вместе, в дуэте, танцуют год. Самые молодые в клубе, они тренируются по два часа три раза в неделю. На чемпионате России 2008 года, в жесточайшей конкуренции, стали серебряными призерами. Андрей больше всего любит самбу, а Саша - румбу. Вопрос, зачем им танцы, Андрея, кажется, удивляет:

- Мне просто приятно, - отвечает он. - Нравится и все.

 

Сложно представить, что значат тренировки и турниры для тех, чей мир ограничен не временной дисквалификацией, визой или некстати случившимся гриппом, а обстоятельствами, которые не пройдут ни завтра, ни через год, ни через пять.

Елена Петровна Лозко о значимости танцевания для инвалидов говорит намного эмоциональнее:

 - Средство реабилитации? Однозначно! Однозначно!!! И искусство. Вы сами видели тренировку, вы можете почувствовать. Зрители говорят, что трудно смотреть только первые пять минут - накатывают слёзы… А потом уже не думают о том, как человек передвигается. Кто стоит, кто сидит - не видно: уже захватывает танец. Я очень благодарна судьбе, что танцы на колясках свели меня с большим миром танца и с замечательными людьми. Я хорошо помню мою первую встречу с Павлом Павловичем Дороховым, он сразу проявил искренний интерес к моему начинанию. Все эти годы он практически помогает танцорам на колясках. Приглашает выступать с показательными номерами на чемпионатах Европы и мира по бальным танцам, проходящих в России, возглавляет судейские коллегии на чемпионатах России по спортивным танцам на колясках.

- Такой энергии и такого желания жить, наверное, у людей без проблем со здоровьем не бывает, - делится наблюдениями исполнительный директор клуба «Танец на колёсах» Светлана Федорова. - Здесь у наших ребят есть возможность видеть мир и общаться. А как у них горят глаза на соревнованиях! А слезы, когда лопается колесо во время танца! Конечно, судьи относятся снисходительно…

 

Кто из нас болен?

Впрочем, в снисхождении танцоры в инвалидных колясках, как мне показалось, не нуждаются. Им бы просто нормального, не обособленного, восприятия общества. Пока же мы отодвигаем людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в отдельное, искусственно изолированное пространство не только физически, но и в собственном сознании. С отсутствием пологих, без ступенек, спусков на улицах наших городов еще можно как-то справиться с помощью неравнодушных людей, но преодолеть негласное отторжение на всех уровнях намного сложнее. Мы дикари, мы стыдимся инвалидов. Нам проще сделать вид, что их нет.

 

Мы дикари, мы стыдимся инвалидов. Нам проще сделать вид, что их нет. Мы отодвигаем людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в отдельное, искусственно изолированное пространство не только физически, но и в собственном сознании.

- Многие боятся инвалидов, - говорит Константин Васильев, тренер лучших на сегодняшний деть российских пар колясочников. - Три года назад мы были приглашены на выставку техники для реабилитации инвалидов, которая проходила в ВДНХ. Мы произвели там фурор! Люди за час приходили, чтобы на наших танцоров посмотреть. Было и телевидение. Я им предложил наших ребят снять и показать. Нам сказали: «Нет, первый канал вас не пустит. Не формат.» Это говорит о том, что мозги у большинства ходячих еще не переключились. До тех пор, пока отношение к инвалидам людей, принимающих решения, не изменится, ничего не произойдет. Господа-чиновники всегда ждут от тебя чемпионских достижений. А тут - человек на коляске. Он никогда не будет давать высоких результатов - что с ним делать? На западе все наоборот: если там возникают определенные группы людей, которые хотят как-то развиваться, им создают определенные условия, и они там тихо самореализовываются. Колясочники у них понемногу танцуют в свое удовольствие, но в спорт не особо идут. А у нас чтобы о тебе заговорили в верхах, надо сначала завоевать все медали, а уж потом они, может быть, начнут что-то делать. А танец, между тем, оказывает бешеное влияние на ребят!

В ситуации, когда инвалидов не замечает общество в целом, что уж говорить о его отдельных, специфических, сегментах. Танцевальный спорт высокомерен, он и совершенно здоровых - хоть «начинашек», хоть хобби-танцоров - судит без скидок, что уж говорить о таком явлении, как бальник на коляске... Поскольку силы духа и настойчивости людям на колесах не занимать, в ожидании перемен в наших мозгах им можно пожелать лишь свободы желаний: хотите танцевать - танцуйте! Ваш танец может многому всех научить.

 

Елена Укусова

Что осталось за кадром

Вернуться в раздел

Последние публикации

Комментарии: 2

испанка, 25.04.09 (23:14)
Раньше государство поддерживало инвалидов при СССР.Например была школа танцев для слепых людей. Почему сейчас это никому не надо? Нашему танцевальному миру пора уже подумать об этом. Вам так не кажется???

Ancha, 09.07.09 (22:13)
Лозко очень сильная, жесткая и целеустремленная женщина. Еще очень удивлена тем, что от Матвеева танцоры приходят. Хотелось бы больше фоторепортажей с занятий , узнать имена пар.

Оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи – зарегистрироваться. Если вы уже зарегистрированы – авторизуйтесь.

Объявления

Ищу партнершу Pro Am Уроки про ам

Продам НОВЫЕ La туфли Aida

Подать объвление
Все объявления

Все для танца: товары и услуги

АКЦИЯ! Джазовки: нат.кожа ― 1250 р., текстиль ― 1000 р.
«Пора танцевать!», Москва, Автозаводская, 19 корп. 1

Сезон РАСПРОДАЖИ: женская, мужская и детская обувь, рейтинговые платья
«Пора танцевать!», Москва, Малая Семеновская, 6 

Психология
в танцевальном спорте