Границы профессии

Я ничего, кроме танцев, не умею

24.08.2009

Насколько обоснованно мнение, что танцы как работа ― это несерьезно? Чем в этом смысле деятельность в танцевальной сфере отличается от других профессий артистической среды? Возможно, дело не в непрактичности свободного творчества, а в отсутствии цели. К сожалению, эта проблема свойственна огромному количеству людей разных возрастов, занятий и образа жизни.
 
Недавно разговорились с коллегами о профессии переводчика. Мысль, вынесенная на коллективное обсуждение, состояла в следующем: уметь только переводить ― сегодня слишком мало для человека, желающего поддерживать приличный материальный уровень своей жизни. Сторонники такой точки зрения говорили, что в условиях, когда крепкий иностранный язык ― вещь, распространенная очень широко, быть способным предложить на продажу одну-единственную услугу ― значит рисковать не только маслом, но и хлебом. На тёплое место с гарантированной нагрузкой и крепким окладом повезёт устроиться единицам из сотен выпускников профильных факультетов. Большинство же обречено на вечные поиски подработки, которая подопрёт что-нибудь «постоянное, но не очень денежное». Отсюда мои коллеги вывели заключение: иностранный язык ― штука отличная, но в смысле заработка не самодостаточная. Он хорош для общего развития и может быть полезным и даже необходимым вспомогательным инструментом в приложении к чему-то более весомому.

Оставлю в покое переводчиков: конечно же, я вспомнила об этом разговоре в связи с танцами. Точно такие же разговоры я не раз уже слышала в разных компаниях бальников, чаще ― от родителей маленьких танцоров, желающих для своих детей стабильного будущего. И захотелось порассуждать: действительно, разумно ли это ― ничего, кроме танцев, не уметь?

Для ясности

Перед таким разговором стоит отметить, что я ― типичный представитель взрослого хобби-класса. На танцах не зарабатываю, а трачу, и судить о танцах, как о профессии, изнутри не могу. Зато я могу посмотреть на вопрос не замыленным на этой работе взглядом. И поделиться, ничего не утверждая, соображениями, которые приходят мне в голову, когда говорят, как же это недальновидно ― посвятить всю жизнь исключительно танцам.

И еще одна оговорка. Поговорим о фактической занятости, а не о дипломе. Соответствующее образование ― тема другой беседы. Сейчас ― о работе в танцах вообще, без разделения на тех, кто учился на профильных факультетах, и тех, кто зарабатывает уроками без всяких «корочек».

Каждый ли танцор может сейчас четко сказать себе, чего он хочет от танцев как от профессии? Создается впечатление, что клуб ему хочется только потому, что негде частные уроки давать

Смотря вдаль

На мой взгляд, недальновидность ― это пихать ребенка в экономисты-юристы без учета современного состояния рынка труда. Представителей этих еще недавно модных профессии уже солить негде. Если уж родители ставят во главу угла будущую профессиональную востребованность своих детей, то сегодня логичнее отдать их в токари или слесари: высококвалифицированных рабочих на российском рынке труда сейчас катастрофически не хватает. Если же к прагматизму добавить хоть немного внимания к интересам самого ребенка, то рейтинги популярности профессий теряют свою важность: время меняет их гораздо серьезнее, чем склонности и способности человека. Я уверенно разделяю ряды тех, кто убеждён, что получать максимум выгоды ― не только духовной, но и материальной ― можно только от того, что тебе очень интересно. Так что, по-моему, выбирать род деятельности, руководствуясь в первую очередь возможной зарплатой, глубоко бесперспективно, как ни парадоксально. Потому что, во-первых, престиж профессии за десятилетия может измениться, а во-вторых, у работы, к которой ты равнодушен, довольно низкий потолок. Скорее всего, тебя превзойдут более увлеченные делом конкуренты-коллеги. Но и тем, кто дослужится до неплохой зарплаты, придется платить за нее существованием по установленному рабочему расписанию и общением не с семьей-друзьями, а с сослуживцами, которых не выбираешь. Именно так и живет огромная, если не подавляющая, часть людей. Среди моих знакомых, например, единицы занимаются искренне любимым делом. Разумеется, все это касается не только танцев. Вот это-то и удивляет: то, что с точки зрения нестабильности заработка о танцах порой говорят как об исключении или, как минимум, о редком случае. А художники? Актеры? Музыканты, писатели? Вся артсреда в таком же положении: дело нравится, но как им зарабатывать ― вопрос. Гарантии дохода нет, необходимо держать руку на пульсе, следить за рынком, постоянно искать клиентов, подтверждать свою профсостоятельность, беспрерывно совершенствоваться, не отставать от молодых. Ну, так а когда творчество было гарантированно доходным? Наверное, тем, кто хочет стабильную зарплату, нужно решить для себя: готовы ли вы выйти из этой артистической среды ради определенных благ или выгода без морального удовлетворения ― не ваш путь?

Недальновидность ― это пихать ребенка в экономисты-юристы без учета современного состояния рынка труда. Если уж родители ставят во главу угла будущую профессиональную востребованность своих детей, то сегодня логичнее отдать их в токари или слесари

А вдруг не угадаю?

Сложность в том, что невозможно узнать заранее, правильно или нет ты выбрал род деятельности. А вдруг к тридцати годам наешься танцами, а больше ничего не умеешь? Да, может случиться именно так. Но опять-таки ― это не особенность танцев. То же самое происходит во всех профессиях. Огромное количество людей работают сегодня на своей работе только потому, что «так сложилось» и что больше им нечего предложить работодателям, а вовсе не потому, что много лет назад угадали с вузом. Так же «больше ничего не умеют» тысячи медиков, агрономов, кондитеров, логистов, товароведов… «Но им регулярно платят зарплату», ― скажете вы. Да. Но процент довольных ею вряд ли высок: без желания, стремления, интереса и определенных профессиональных усилий далеко не продвинешься нигде. А менять профессию им, обладателям «надежного» места, так же страшно. Даже страшней. Во-первых, есть что терять (в нашей непредсказуемой стране люди как-то маниакально ценят псевдостабильность, даже если на их стабильную зарплату можно лишь стабильно не сводить концы с концами), а во-вторых, тем, кто привык деньги не зарабатывать, а получать, с места сдвинуться вообще крайне тяжело. Так что если вы умеете ставить свой доход в прямую зависимость от собственных усилий, если вы хотя бы клиентов ищете самостоятельно, то вам даже проще решиться на смену курса. И если непыльное место со средней зарплатой для вас привлекательнее вечных поисков учеников и каждодневного планирования своей деятельности, то такую работу не поздно искать и в тридцать. А большего с таким неамбициозным настроем вы вряд ли достигли бы, даже начав рано. А вот если вы дорого цените возможность не делать то, чего не хотите… Впрочем, в этом случае вы наверняка задумались о теме нашего разговора гораздо раньше тридцати.

Выбирать род деятельности, руководствуясь в первую очередь возможной зарплатой, глубоко бесперспективно. Во-первых, престиж профессии за десятилетия может измениться, а во-вторых, у работы, к которой ты равнодушен, довольно низкий потолок

Креативная среда

На мой взгляд, принципиальная разница между «стабильными» бюджетными местами «надёжных» профессий и «несерьезной» работой «свободных художников» не в том, что в первом случае вам гарантированно дают аванс и получку, а во втором ― то пусто, то густо, а в том, что бюджетная работа всеядна. Она проглотит и тех, кто знает, чего хочет в жизни, и тех, кому все равно. А творческая среда просто присутствия на рабочем месте не терпит. Тем более ― творчество на вольных хлебах. Не готов каждый день делать шажок вперед, к осознанной цели, быстро окажешься на задворках этого профессионального сообщества, и останется только жаловаться, что «в этом деле много не заработаешь». Между тем креативная среда, к которой, конечно же, относится деятельность в области танцевального искусства, ― сфера не застывшая, а развивающаяся, и меняют ее Личности ― те, кто привязан к своему делу настолько, что легко идет на всевозможные жертвы, от непостоянного заработка до непонимания коллег и даже разбитой личной жизни. (Конечно же, подобная плата вовсе не является непременным спутником творческой самореализации.) И что интересно, такие «креативные реформаторы» меняют не только собственный распорядок дня, способ существования и в конечно счете свою жизнь, но и жизнь общества. Музыканты, дизайнеры, архитекторы, артисты, художники, ученые, инженеры, писатели, поэты, кинорежиссеры, программисты, ведущие аналитики, редакторы, публицисты ― все, кто создает новые продукты и оказывает влияние на формирование общественного мнения, никогда не создали бы мир таким, каким мы его видим, если бы не были преданы своему интересу. О тенденции укрепления в обществе позиций творческой деятельности в последнее время говорят много (в первую очередь стоит вспомнить, конечно же, «Креативный класс» американского социолога Ричарда Флориды). Одержимым делом просто не приходит в голову высчитывать, «надо мне оно или нет», для них естественно отдать все эмоции, все физические и интеллектуальные усилия для того, что интересно, чего хочется достичь. Вот это и есть важнейший, принципиальный момент нашего разговора: что интересно и чего хочется достичь.

А вдруг к тридцати годам наешься танцами, а больше ничего не умеешь? Да, может случиться именно так. Но это не особенность танцев. Во всех профессиях тысячи людей работают сегодня на своей работе только потому, что больше ничего не умеют, а вовсе не потому, что много лет назад угадали с вузом

Чего я хочу от танцев?

Многие ли танцоры и тренеры могут сейчас четко сказать себе, чего они хотят от танцев как от профессии? Не скажу, что я провела обширный опрос, но я задавала этот вопрос многим, с кем сводило меня мое увлечение. И почти всегда ответы были расплывчатые. Даже наиболее частый вариант ― свой клуб ― тоже терялся в неопределенности. Человек хочет свой клуб, но какой, для кого, зачем ― «пока не определился». Создается впечатление, что клуб ему хочется только потому, что негде частные уроки давать. Но клуб и площадка для занятий ― разные вещи. Может, никакой клуб тебе не нужен, а нужно просто поискать зал поудобней?

Проблема «нескладывающейся карьеры» на поверку оказывается банальным отсутствием чёткой цели. Причина неудовлетворенности своим положением в танцевальной деятельности часто растет из непонимания собственных желаний, а вовсе не из «непрактичности» профессии

Хотите ли вы тренировать исключительно пары, нацеленные на спортивный результат, или вам комфортнее преподавать танец как хобби? Или вас устраивают уроки с любыми учениками, лишь бы деньги платили? Нравится ли вам учить детишек или вы мечтаете организовывать турниры? Получаете ли вы удовольствие от постановки свадебного танца влюбленным или вы видите себя в престижной судейской панели? Если хотите клуб, то какой: чтоб ваше тренерское имя гремело в связи с вашими воспитанниками-спортсменами или чтоб там красиво благоухал оазис беззаботного танцевального досуга? Конечно, многое пересекается в танцевальной деятельности, но согласитесь, это все же разные ниши. И если вы не знаете, чего хотите, то рождается грустное подозрение, что не бывать вам ни в собственном клубе, ни в судейской панели. Другими словами, проблема «нескладывающейся карьеры» на поверку оказывается банальным отсутствием чёткой цели.  Неудовлетворенность своим положением в танцевальной деятельности часто растет из непонимания собственных желаний, а вовсе не из «непрактичности» профессии. Получается, что к фразе, вынесенной в заголовок, можно добавить «и вообще плохо понимаю, чего хочу». Это действительно, без всякой иронии, серьезная проблема ― понять, чем хочешь заниматься. И актуальна она для людей самых разных профессий, возрастов и взглядов. Но для любой сферы деятельности личная профнеопределённость и диагноз «невыгодная профессия» ― разные вещи, а подмена этих понятий чревата путаницей и разочарованием.

Если однозначно хотите работать в танцах, но что-то не устраивает, то стоит а) четко определить, что именно не устраивает, б) найти причину такого положения вещей, в) думать, какие шаги изменят положение вещей на желаемое, г) делать эти шаги

Итого

Из раздумий на заданную тему я сделала для себя несколько выводов (которые, впрочем, не режут глаз неожиданностью):

«Нестабильность» танцев как профессии неоригинальна. Таких же нестабильных профессий полно: в режиме «то пусто, то густо» живут все творческие люди, не желающие лишиться свободы действий.

На работу в сфере танцев распространяется простая закономерность: до цели дойдет тот, кто знает, где эта цель и как она выглядит.

Искусственно поставленная цель или мелка, или труднодостижима. Реальный успех грозит тому, для кого выбранная цель – не вариант карьеры, а единственно возможный способ жить в ладу с собой.

Нестабильность» танцев как профессии неоригинальна. Таких же нестабильных профессий полно: в режиме «то пусто, то густо» живут все творческие люди, не желающие лишиться свободы действий

Словом, тема сводится к простецкому вопросу: насколько сильна ваша тяга к работе в танцах. Если так себе, если работаете по инерции, то, наверное, надо или срочно думать о другой профессии, или не претендовать на баланс материального и духовного. А если однозначно хотите работать в танцах, но просто что-то не устраивает, то стоит четко определить, что именно не устраивает, искать причину такого положения вещей, думать, какие шаги его, это безрадостное положение вещей, изменят на желаемое, и, главное, сделать эти шаги. Когда знаешь, куда идешь, продвижение к намеченной цели может быть трудным, но не быть его не может.

Елена Укусова

Вернуться в раздел

Последние публикации

Комментарии: 3

Леди Ле, 24.08.09 (16:53)
Если честно, вообще не понимаю танцоров, которые к 30-ти (а некоторые и в двадцать с небольшим!) годам начинают стенать, что танцы погубили их жизнь, что кроме танцев они ничего не умеют, что вот отдали бы их родители в какой-нибудь вуз - и давно бы они стали олигархами. Наличие "корочки" совсем не обязательно является условием головокружительной карьеры - это раз. Половина моих знакомых ни дня не проработали по специальности, такая вот особенность нашего российского рынка труда. Хотя не могу не признать, что получение высшего образования (пусть даже оно не пригодится в будущем) само по себе дисциплинирует мозг и помогает учиться логически мыслить.Закончить нужный вам вуз никогда не поздно - это два. К тому же учиться будет в радость, ведь вы будете осознавать, зачем вам это нужно. Более того, вы со своим вечерним графиком работы можете позволить себе неслыханную роскошь - учиться на дневном отделении. Большинство работающего люда об этом только мечтают. И последнее: осознав в свои тридцать лет, что работа приносит мне только доход, но никак не удовольствие, я поняла, что нахожусь точно в таких же условиях, что и ничего, кроме танцев, не умеющие танцоры. С единственным различием: они до этого хотя бы получали удовольствие от процесса. ;-)

Samba, 31.08.09 (11:51)
Очень хорошая статья!Ни на одном танцевальном сайте не встречала подобного... Хотя тема реально выходит за рамки танцев. "Проблема «нескладывающейся карьеры» на поверку оказывается банальным отсутствием чёткой цели" - это точно! Очень многие люди просто сами не знают, чего хотят, живут как-то совершенно бесцельно, - отсюда и неудовлетворенность.Если чего-то очень хочется, то это обязательно случится, нужно только понимать, чего ты хочешь, верить в то, что это будет, и шаг за шагом идти к своей цели. "До цели дойдет тот, кто знает, где эта цель и как она выглядит"

Ancha, 31.08.09 (22:55)
Человек, ограниченый умственно, не вызывает лично у меня уважения. А среди танцоров по-настоящему умных и добрых людей не так-то много, и преимущественно они среди старшего поколения.

Оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи – зарегистрироваться. Если вы уже зарегистрированы – авторизуйтесь.

Объявления

Продам НОВЫЕ!!! La туфли Ray Rose 4500р.

Ищу партнершу Pro Am Ищу партнершу Pro Am

Подать объвление
Все объявления

Все для танца: товары и услуги

АКЦИЯ! Джазовки: нат.кожа ― 1250 р., текстиль ― 1000 р.
«Пора танцевать!», Москва, Автозаводская, 19 корп. 1

Сезон РАСПРОДАЖИ: женская, мужская и детская обувь, рейтинговые платья
«Пора танцевать!», Москва, Малая Семеновская, 6 

Психология
в танцевальном спорте