Границы профессии

Своя ниша в системе ProAm

08.03.2009

Рост популярности бальных танцев как увлечения рождает новые форматы танцевальных мероприятий. Самые инициативные танцоры-преподаватели не ждут, пока всему хобби-классу станут доступны конкурсы «профессионал - любитель», организованные по мировым стандартам, а ищут свое место в растущем движении взрослых любителей потанцевать.
Всё больше взрослых людей в России хотят танцевать. Бальные танцы как хобби для танцоров-преподавателей означают дополнительный заработок: к привычным групповым и индивидуальным занятиям добавляется участие в турнирах по системе ProAm - соревнованиях между парами, состоящими из танцора-профессионала и любителя танцев (от англ. professional ― профессионал, amateur ― любитель). Такие турниры, широко распространенные в других странах, у нас еще только появляются, и многие из их потенциальных участников еще даже не знают о них. Да и те, кто уже в курсе, не всегда могут принять в них участие: кроме немалой цены, которая традиционно сопровождает разного рода развлечения, есть еще щедрые российские расстояния, для преодоления которых конкурсам ProAm тоже нужно время. Любая мода рождается в столицах, и до регионов доходит не сразу. Хочется надеяться, что красивые и торжественные турниры для любителей танцев как можно скорее будут проходить по всей стране, однако обольщаться не стоит. Организация крупного и торжественного ProAm-соревнования ― дело хлопотное, и скорее всего, жителям средних городов «хобби-балы» в ближайшие время не светят. Поэтому, возможно, желающим танцевать и зарабатывать можно подумать, как уже сейчас использовать мировую тенденцию на своей территории, на свой лад и по своему размеру. 
Можно прогнозировать появление новых форматов танцевальных мероприятий с участием social-танцоров. При этом естественно, что разные потребности породят разные предложения. Спрос на атмосферу бала обеспечит крупные торжественные вечера, спрос на демократичную возможность потанцевать ― небольшие конкурсы, допускающие отклонения от правил и условностей. И, без сомнений, каждый формат имеет свои плюсы.

Для супругов Алексея и Ирины Басмановых ProAm начался с Италии. Два с половиной года назад по приглашению своего тренера они поехали поработать под Венецию, в танцевальный клуб «Team-San Marco». Система обучения танцам, в которую Алексею и Ирине пришлось там влиться, поразила: до этого они не учили людей танцевать «для себя».

― Первое, что было, это шок, ― вспоминает Алексей. ― В России мы привыкли работать серьезно, то есть пытались достичь какого-то спортивного результата у наших учеников, даже если это взрослые начинающие. Чтобы и мы, и они видели прогресс. А там это никому не нужно. Для них это ― игра. Там наши ученики хотели выучить базовые элементы и показать свои красивые наряды на конкурсе. Это было несколько неприятно для нас. Мы ― преподаватели, мы хотим именно научить, а ученикам это не интересно! Мы сначала не могли настроиться на эту волну, но потом настроились, и самим было весело. Дело в том, что у нас складывались очень хорошие отношения с людьми, итальянцы были очень добрые и положительно настроенные, и общаться было очень приятно. Просто их подход к танцам отличался от нашего.

Между деньгами и «чистым танцевальным творчеством» есть промежуточные варианты. И если задаться целью, их можно найти.

Первая же поездка многому научила Алексея и Ирину, и мысль сделать что-то подобное дома появилась сразу. Еще в 2004 году Басмановы открыли в Москве свой танцевальный клуб «Сан-Ремо», так что база для нового вида деятельности была. Принятые во всем мире правила хобби-турниров, о которых Басмановы впервые узнали в Италии, отличали эти соревнования, с одной стороны, от профессиональных и любительских спортивных турниров, а с другой ― от клубной вечеринки формата social dance, где ученики выступают с показательными номерами в парах со своими тренерами. Было непривычно, что на конкурсе в одном заходе танцуют пары разных возрастов, что пара может соревноваться в нескольких уровнях, что судится каждый танец в отдельности и награждение превращается в долгое перечисление занятых мест и так далее. Но, возможно, главная сложность была не в непривычных правилах, а в самом принятии нового для России класса танцующих людей (людей, для которых танцы ― это красивое и полезное увлечение) и осознании их потребностей.

Организация крупного и торжественного ProAm-соревнования ― дело хлопотное, и скорее всего, жителям средних городов «хобби-балы» в ближайшие время не светят.

За первой поездкой в Италию последовали еще три, и через год Алексей провел в своем клубе первый маленький конкурс, ориентируясь на систему ProAm. Потом ― еще три. Сказать, что это сразу были мероприятия по всем правилам международных турниров для хобби-класса, нельзя. Но постепенно Алексей перешел от просто праздничной вечеринки без элементов соревнования к конкурсам, основанным на международном опыте. Его мероприятия немногочисленны, в них участвуют, преимущественно, его знакомые-танцоры со своими учениками, соревнование пар профессионал-любитель может соединяться с соревнованием пар сеньоров, что выбивается из регламента конкурса ProAm, но, тем не менее, эти мероприятия радуют и участников, и организаторов.

 ― Мне интереснее сейчас проводить именно такие конкурсы, а не просто вечеринку, на которой я тоже танцую со своими ученицами, ― говорит Алексей. ― На мой взгляд, к шоу сложнее подготовиться, хотя это тоже интересная сфера деятельности. Детские турниры сложно проводить, потому что там довольными остаются только призеры, а турниры ProAm приносят удовольствие всем участникам. Мне интереснее организовывать свои турниры для ProAm, нежели участвовать в чужих масштабных мероприятиях в качестве тренера со своими ученицами.

Конечно, небольшие конкурсы, в каком бы городе они не проходили, не претендуют на торжественность, присущую международным ProAm-соревнованиям. Однако даже небольшое мероприятие может себя окупать, при том, что в процентном соотношении такая работа занимает у преподавателей меньше времени, чем групповые и индивидуальные уроки. Басмановы же даже при небольшом размахе своих конкурсов стараются максимально придерживаться правил проведения турниров ProAm. Хотя, конечно, не обходится без организационных сложностей. 

― Нам с Ириной просто не хватает людей, которые помогали бы нам с организацией, ― объясняет Алексей. ― Много банальных мелочей, которым надо уделять внимание. Например, нужно сидеть на билетах на входе, нужно заполнить дипломы, подготовить награды, ставить музыку. При этом вопрос не только в деньгах, если говорить об оплате. Вопрос в том, чтобы найти человека, который сможет хорошо и грамотно работать, будет разбираться в специфике мероприятия. Кроме того, есть еще один момент. Мы с Ириной не хотим собирать у себя клиентов с определенными претензиями, то есть мы хотим, чтобы работа не претила нашему внутреннему состоянию. Поэтому мы работаем именно в этой нише и выбираем людей, с которыми приятно общаться.

Можно спорить, укладывается ли такой подход в понятие бизнеса или нет и насколько состоятельно его будущее. Однако очевидно, что между деньгами и «чистым творчеством» есть промежуточные варианты. И если задаться целью, их можно найти.

Вопрос, можно ли классифицировать подобные конкурсы как мероприятие распространенной во всем мире системы ProAm ― большая лукавая натяжка. Есть сомнения ― ну, не классифицируйте, в чем вопрос-то?

Вопрос только в том, чем вы готовы жертвовать ― временем, деньгами, душевным комфортом или чем-то еще. Алексей Басманов, например, о деньгах думает, но за сверхприбылью не гонится, поэтому и конкуренцию приветствует:

― Если конкурсов ProAm такого уровня, как у нас, будет много, то нам это только выгодно, ― говорит он. ― Потому что чем больше людей танцуют по системе ProAm, тем больше участников и мы сможем привлечь. Плюс когда есть другие конкурсы, я могу поехать туда со своими ученицами и мне не нужно возиться с организацией, хотя «возиться» мне нравиться. Да, заработок организатора, без сомнения, больше, чем у простого участника, но и обязанностей у организатора намного больше. Зато если я просто участник, то я беру учеников, еду к своим друзьям танцевать и ни о чем больше не думаю.

Я спрашиваю Алексея, как относятся его знакомые танцоры к предложению поучаствовать в конкурсе ProAm.

В моей практике был только один случай, когда я предложил своему знакомому поработать на моем турнире, а он сначала согласился, а потом категорически отказался. Сказал, что не настолько низко пал, чтобы работать с ProAm.

― Большинство ребят, которых я знаю, нормально относятся к ProAm, ― отвечает он. ― Они работают в этой системе не только потому, что им хочется заработать денег, просто им это нравится, их это не обременяет. В моей практике был только один случай, когда я предложил своему знакомому поработать на моем турнире, а он сначала согласился, а потом категорически отказался. Сказал, что не настолько низко пал, чтобы работать с ProAm. Меня это удивило, я не вижу ничего предосудительного в этой работе для танцоров-профессионалов. Для меня это нормальная работа. И для большинства моих знакомых, коллег тоже. Но я знаю, есть определенные лица, которые считают, что ProAm унижает их как танцоров. Причем, как ни странно, это люди, которые не добились больших успехов в танцах. Не знаю, как это связано, но, наверное, связано…

Учитывая темп развития в России бальных танцев как увлечения взрослых людей, можно прогнозировать появление новых форматов танцевальных мероприятий с участием social-танцоров. При этом естественно, что разные потребности породят разные предложения. Спрос на атмосферу бала обеспечит крупные торжественные вечера, спрос на демократичную возможность потанцевать ― небольшие конкурсы, допускающие отклонения от правил и условностей. И, без сомнений, каждый формат имеет свои плюсы. Так, «маленький проэмчик», во-первых, не требует от организаторов значительных затрат, а значит, доступен огромному количеству хобби-танцоров по цене, во-вторых, по усмотрению организаторов может как стремиться к международным правилам, так и игнорировать любые условности, принятые в ProAm-турнирах. (Например, необходимость для танцора-тренера принадлежности к профессиональной танцевальной организации.)

На все вопросы о праве на существование любых форматов отдыха отвечает рынок: раз скромные хобби-конкурсы собирают своих участников и зрителей, значит, на досуг такого уровня есть спрос. Значит, кому-то нужно именно такое соотношение качества, цены и удовольствия.

Вопрос, можно ли, в таком случае, классифицировать подобные конкурсы как мероприятие распространенной во всем мире системы ProAm, на мой взгляд, ― большая лукавая натяжка. Есть сомнения ― ну, не классифицируйте, в чем вопрос-то? Нашлись на свете люди, которые захотели потанцевать без лишних заморочек, нашлись те, кто им такую возможность предоставил, собрались, отдохнули, разошлись, довольные. На все вопросы о праве на существование любых форматов отдыха и работы отвечает рынок. Если люди хотят блистательного праздника в шикарной обстановке, они голосуют своим рублем за дорогой турнир, принимая все предложенные организаторами условия. И наоборот: раз своих участников и зрителей собирают скромные хобби-конкурсы, значит, на досуг такого уровня также есть спрос. Значит, кому-то нужно именно такое соотношение качества, цены и удовольствия. Следовательно, подобные мероприятия при желании можно провести в любом танцевальном клубе и даже без него, ведь зал можно арендовать. Причем такая работа доступна танцорам любого города, благо для того, чтобы познакомиться с основными правилами ProAm-турниров уже нет необходимости ехать ни за границу, ни в столицу. Было бы желание. Пусть это будет уже «ненастоящий» ProAm ― назовите его, как хотите. Но подумайте: не организовать ли? Людям на радость, себе на выгоду.

 

Елена Укусова

Что осталось за кадром

Вернуться в раздел

Последние публикации

Комментарии: 4

MyDream, 15.04.09 (15:22)
Абсолютно точно! Я тоже не понимаю, почему для того, чтобы кто-то где-то потанцевал, надо подгонять всё под какие-то кем-то придуманные рамки. Все, кто может/хочет организовывать турниры и турнирчики - смелей! Чем больше, чем лучше ВСЕМ. Текст, правда, смахивает на рекламный... Почему было не рассказать еще про кого-то, кто тоже организует конкурсы? Не один же Басманов, я думаю. Но плохим от этого текст не становится.Хочется узнать, будут ли статьи про тех, кто танцует ProAm? Думаю, многим было бы интересно.

испанка, 25.04.09 (22:54)
ПроАм не может быть "ненастоящим", это целая жизнь, и мне кажется, что для всех он очень разный. И "дешевый" ПроАм не всегда хуже "дорогово" и наоборот. Ведь это не только организация турнира и цена входа ,ПроАм это атмосфера в паре, чуство поддержки зрителя, друзей и тренера.Пусть он будет доступнее, я очень хочу танцевать сама,поддерживать своих друзей на турнирах...Дорогой ПроАм не всегда теплый и душевный к сожалению... Кому пафос, кому тепло и душевнось...Выбор за вами!!!! Кто совместит все сразу-искренне завидую!!!!

Леди Ле, 05.05.09 (15:15)
Ленок! Ты меня вдохновила! Еду проводить ПроАм турнир в Набережных Челнах! Присоединяйтесь, кто хочет. :)P.S. Хорошая статья. Впрочем, на этом сайте все статьи хорошие. ;)

WhiteGenre, 05.05.09 (16:05)
Цитирую Леди Ле:
Еду проводить ПроАм турнир в Набережных Челнах! Присоединяйтесь, кто хочет. :)
Ого... Не ожидала, Леди Ле!)) Хоть и знаю твою неугомонную кипучую натуру))))) Предлагаю поддержать решительность информсопровождением: готова рассказать миру, что из этого получится, включая мнения, впечатления и советы всех будущих участников твоей ProAm-затеи!

Оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи – зарегистрироваться. Если вы уже зарегистрированы – авторизуйтесь.

Объявления

Ищу партнершу Pro Am Ищу ProAm партнершу на St (Москва)

Ищу партнершу Pro Am Ищу партнёршу ProAm La

Ищу партнершу Pro Am Ищу ProAm партнершу

Ищу партнершу Pro Am Поиск партнерши - ученицы на Про-ам

Ищу партнершу Pro Am Ищу партнершу Pro Am, La (Москва)

Подать объвление
Все объявления

Все для танца: товары и услуги

АКЦИЯ! Джазовки: нат.кожа ― 1250 р., текстиль ― 1000 р.
«Пора танцевать!», Москва, Автозаводская, 19 корп. 1

Сезон РАСПРОДАЖИ: женская, мужская и детская обувь, рейтинговые платья
«Пора танцевать!», Москва, Малая Семеновская, 6 

Психология
в танцевальном спорте