Творчество читателей

Из дневника соучастника. Фрагмент №6. Апофигей ритма или как я тренировал музыкальность.

21.09.2014

Все треки с музыкой для бальных танцев, которые используются в обучении, запускаются на конкурсах или скачиваются из сети, я разделял для себя на «подходящие» и «никудышные».

Уф-ф-ф! Тяжело же мне дается этот кусок! Как гласит известный афоризм, говорить о музыке – все равно, что танцевать об архитектуре. Но, как следует из другого афоризма, взялся за гуж – отступать некуда. Итак, начнем…

Все треки с музыкой для бальных танцев, которые используются в обучении, запускаются на конкурсах или скачиваются из сети, я разделял для себя на «подходящие» и  «никудышные». Один из критериев «подходящести» состоял в том, чтобы из музыки легко и однозначно считывался ритм, чтобы ноты инструментов не расходились по ритмике друг с другом и с вокалом.

Иногда случалось услышать румбу сказочно красивую, но под которую невозможно было танцевать: вокал не совпадал с основным ритмом и «утаскивал» меня за собой. Из обсуждений на посвященном бальным танцам форуме я знал, что беда эта достаточно распространенная. Многие начинающие танцоры жаловались, что вокал сбивает их с ритма. Педагоги советовали: выбери музыкальный инструмент с нужным ритмом и танцуй под него. Воспользоваться советом не удавалось. Либо я не мог выделить инструмент из звукового потока. Либо, после некоторой практики, отслеживать инструмент худо-бедно получалось, но для этого приходилось «не слышать» или «почти не слышать» вокал. Но когда песня не наполняет слух и тело, когда не погружаешься в нее без остатка и не слышишь красоты, то пропадает и удовольствие от танца. А стоит прислушаться к основной мелодии – она тут же уводит тебя от инструмента, задающего ритм. С похожими проблемами я сталкивался и раньше, когда занимался в хоре. Мужчин было мало, девочек – много. И женские голоса звучали настолько красиво и мощно, что трудно было не заслушаться ими. А заслушавшись – трудно было вести свою собственную мужскую партию. В танцах – тот же эффект: наиболее звучная и красивая по мелодии составляющая втягивает в себя подобно пылесосу, отрывая едва слышного барабана.

Постепенно, накапливая опыт попыток вылавливании из музыки нужного ритма, я научился, и удерживать этот ритм, и одновременно иногда слышать ведущую мелодию. Но входить в мелодию удавалось лишь короткими погружениями - на мгновение оторвавшись от ниточки ритма, чтобы тут и вернуться же к ней. Полноценное восприятие музыки при этом все равно разваливалось. Можно ли что наслаждаться любимым блюдом или напитком, если во время еды одновременно ругаться с кем-то по телефону или смотреть интересный фильм? Вряд ли. И я по-прежнему признавал только простые ритмы и делил музыку на «подходящую» и «неподходящую».

Но однажды, исполняя на конкурсе свою любимую чачу, я, к великому своему изумлению, не попал в довольно-таки несложную музыку. Этот досадный случай с новой силой обострил интерес к вопросу синхронизации музыки и шагов. Заглянув в интернет-ресурсы для начинающих музыкантов, я первым делом ухватился за тему полиритмии. Внутренний голос нашептывал, что именно здесь упрятан волшебный ключик. Что, овладев навыком слышать разные ритмы одновременно, я раз и навсегда покончу с «выпадениями» из ритмически сложной музыки. Идея увлекла меня и, забросив учебу в музыкальных интернет-колледжах, я с головой окунулся в эксперименты.

Я начал с управления группировкой ударов метронома. Метроном звучит равномерно, но настраивая себя определенным образом, можно слышать удары сериями по два, по три,  по четыре. Можно, но это слишком просто! Двинемся дальше.

Интерес к полиритмии довольно скоро вывел меня на электронные метрономы, которые умеют генерировать в разных сочетаниях и удары с неодинаковыми интервалами, и наложенные друг на друга ритмы, и звуки музыкальных инструментов. Узнав, что такие устройства существуют в природе, да еще и доступны через интернет, я испытал мощный подъем. Казалось, что работа с такого рода тренажерами таит в себе колоссальные возможности развития многоголосого восприятия музыки[1].

 

Начинаю с нехитрого ритма: три длинных удара метронома и два коротких, укладывающихся по времени в один длинный. Практически, «Ча-Ча-1-2-3»! Выполняю шаги чачи на месте. Но так, чтобы короткие шаги (Ча-Ча) приходились не на короткие удары метронома, а со сдвигом. Например, на длинный удар, который следует за двумя короткими. Увлекательно! Но сразу почему-то не получается. А если, чтобы не так громоздко, заменить движения ног просто счетом Ча-Ча-1-2-3? Поехали!

Рисую на бумаге четыре варианта того, как счет 1-2-3-4, с разными смещениями, может соотноситься с ритмом Ча-Ча-1-2-3. Картинка помогает быстро переключаться с разных способов наложения счета вслух на звучащий метроном. Потом сообразил, что переключаться можно и механически, просто повторяя одно из порядковых числительных дважды. Или - подставляя под сдвоенный удар метронома то счет Раз, то Два, то Три, то Четыре…

Теперь совмещаю ритм метронома со счетом вслух уже не на 1-2-3-4, а на Ча-Ча-1-2-3. Получаются две сдвинутые друг относительно дружки чачи – одну слышу с метронома, другую считаю вслух. Через пару минут кое-как включился и в этот режим: удары слышу, счет веду. Но воспринимать одновременно в обоих каналах ритмические узоры по пять ударов – все равно пока не получается: щелчки метронома идут не сериями, а беспорядочной россыпью...

Погрузившись в «метрономные тренировки», я через какое-то время сообразил, что развивать полиритмические навыки можно и без электронных помощников. Я ведь и сам с ног до головы оснащен приспособлениями для производства ритмов: правая рука, левая рука, ноги, голос. А еще есть воображаемые звуки метронома, есть речевое воображение, есть воображение музыкальное. Я увлеченно перебирал и комбинировал упражнения на совмещение и перегруппировку ритмов, надеясь найти свой «королевский путь» - путь, который, пролегая поперек системы музыкального образования, в кратчайший срок приведет меня к той же цели.

Когда-то давно, я осваивал специальность радиотелеграфиста, и с тех пор легко оперирую последовательностями из звучащих «точек» и «тире». Конечно же, я не удержался от соблазна воспользоваться привычным материалом. Новая волна упражнений представляла собой что-то вроде дуэта на телеграфных ключах.

Возьмем два разных ритма, задаваемых, например, постукиванием пальцами правой и левой рук. Для начала – зеркальные и равные по длине. Например, две точки и тире (буква «У») на одной руке, а на другой – тире и две точки (буква «Д»). Оказалось, что сломать естественный позыв двигать обеими руками в синхрон и начать выполнять одновременно два разных движения – совсем не то же самое, что одновременно держать их в фокусе осознанного внимания. Обе руки довольно быстро научаются отстукивать разное, но делают это на автопилоте. А вот слышать одновременно обе руки – совсем плохо получается.

С этой закономерностью я сталкивался все то время, пока возился с придумыванием и выполнением «телеграфных» упражнений. Каждый раз, после какого-то количества попыток, можно физически выполнить большинство задач на одновременность. Но механизм их решения – всегда такой, что сначала ясно понимаемое и представляемое движение не дается в руки, а потом – дается в руки, но при этом ускользает из сознания. И вот уже два «перпендикулярных» движения выполняются руками напрямую, автоматически, минуя голову.

Через какое-то время я научился, отстукивая морзянку обеими руками, «слышать» одну из своих рук. Попытки включить в фокус внимания еще и другую руку привели к интересному эффекту: ритмический рисунок, скажем, на правой руке начинает доминировать и подчиняет, втягивает в себя то, что идет от левой (или наоборот). И тогда «правая» ритмическая мелодия оказывается «украшенной» «левыми» призвуками. А куски от «левой» буквы, хоть и вклиниваются в звучание «правой», но не разрывают ее цельное восприятие. Даже усиливают его. Что-то наподобие аккомпанемента или «форшлага» в музыке. С точки зрения восприятия это был, фактически, один, а не два голоса! Ритм правой руки прихватывает что-то от левой, и все это идет слитным ритмическим узором, в едином русле. Значит, бороться придется еще и с этой «маленькой хитростью», при помощи которой психика пытается обмануть своего хозяина.

Однажды начавшись полиритмические опыты то и дело наталкивали на вопросы, смутные догадки и эффекты, которые хотелось тут же уточнить, объяснить, проверить. Откуда, например, такой колоссальный  разрыв между легкостью выстукивания разных ритмов двумя руками – и трудностью одновременного слышания этих же ритмов? Хотелось докопаться до объяснения. Докопался!

Допустим, нужно добиться такого исполнения, когда идут три удара в такте с правой руки, и одновременно – четыре удара в том же такте с левой руки. Казалось бы, все просто. Вот выполняем удары левой рукой, вот выполняем правой. А затем запускаем оба ритма разом, работаем левой и правой рукой одновременно. Но весь фокус в том, что психомоторика, хотим мы этого или нет, нащупывает другой, более короткий путь. И предлагает свою логику синхронизации двигательных ритмов. Логика эта – примерно та же, что и при завязывании шнурков. Мы ведь, когда учимся это делать, не идем «от частей к целому», не соединяем два отдельных движения правой и левой руки. Нет, действие выполняется обеими руками как слитное и единое, и никакой «двухканальности» здесь нет. Две руки – не два, а один канал, один орган выполнения «двуручного» движения. Парадокс здесь заключается в том, что «сложное» движение оказывается даже проще, причем намного прощен, чем его «составляющие». Действительно, попробуем то, что мы делаем со шнурками левой или правой рукой, выполнить по отдельности – и у нас ничего не выйдет! Это же происходит и при отстукивании двух ритмов.

Интересное, конечно, наблюдение. Но причем здесь попадание в музыку? Вот так, увлекшись ритмическими опытами, я постоянно отклонялся в своем поиске от первоначального русла. Недисциплинированное любопытство прыгало во все стороны, путь ветвился и растекался. Чтобы не заблудиться в потемках хаотичного экспериментирования, приходилось время от времени одергивать себя и вспоминать, что поиски все-таки имеют цель, что исходно ставилась какая-то задача.

В конце-концов, вся эта работа показала: генерирование полиритмии, восприятие полиритмии и реагирование на полиритмию – это разные механизмы и способности, и развитие одной из них не обеспечивает развитие других. Принципиальная разница состоит в том, что генерирование и реагирование можно автоматизировать. А восприятие предполагает осознанность просто по условию поставленной задачи. А это значит – хватит стучать! Слушать, слушать и еще раз слушать!

 

Разбираю тренировочный трек на электронном метрономе. Прослушиваю, записываю ритмы в виде черточек на бумаге. Не успел, потерялся, не уследил - снова прослушиваю и записываю. Выясняется, что на треке три «голоса»: два ударных инструмента с разным звучанием и вокал. Инструменты производят повторяющиеся ритмические фигуры длиной не в один, как я привык, а в два четырехдольных такта. Сначала пробую совместить на рисунке «жестяной» размеренный метроном со вторым ударным инструментом, который издает звуки неравномерными двойками. Долго не удается: дико сбивает человеческий голос. Наконец, получилось! Теперь можно начать записывать вокал. После десятков прослушиваний и исправлений в записях – удалось-таки восстановить ритмику двух тактов во всех трех звуковых составляющих. Но это – в записи, на нарисованной схеме. А слышать все три голоса одновременно, даже опираясь на рисунок, – и пытаться не стоит. А стоит, наверное, пытаться выхватывать слухом и отслеживать по одному голосу, если повезет – по два...

На других треках обнаружились повторяющиеся циклы уже из четырех четырехдольных тактов. Радует, что без большого труда удается выделять ритмические фигуры более длинные, чем в один такт.

А вот еще приятный сюрприз! Оказывается, на некоторых треках – можно регулировать громкость разных по ритмам и инструментам голосов! Громкий ритм сделать тихим, увести его в фон - и прослушивать то, что прежде было фоновым и едва слышным.  Затем - постепенно наращивать громкость голоса и добиваться баланса, при котором оба голоса легче выделяются слухом...

На волне увлечения музыкой я с большим интересом прочитал главу о музыкальности в книге «Танцы в большом городе». Многое из того, что высказали танцоры, было созвучно моим поискам. И я ощутил прилив новых сил и интереса. Вместе с тем - уловил и голоса предостережения. От чрезмерного увлечения аналитическим подходом, от поиска «королевских путей» в музыкальность и попытки вымостить дорогу специальными упражнениями. Многие высказывались в том смысле, что лучший способ развить музыкальность – это слушать как можно больше хорошей музыки. И в этом, наверное, есть своя правда. Что это за правда?

В начале поисков я исходил из двух само собой разумеющихся, как мне казалось, предположений. Во-первых, овладение наложенными друг на друга ритмами представлялось более простым, чем овладение наложенными мелодиями голосов и инструментов: ведь каждый ритм – это «скелет», упрощенная схема мелодии, из которой удалены эффекты перепада высоты и тембра. Во-вторых, в одновременной концентрации на разных ритмах я видел простое, начальное, но содержащее в себе ключевые моменты предвосхищение способности слышать одновременно несколько мелодий. Своего рода «бейсик» в восприятии многоголосья, овладев которым легко сделать шаг к восприятию уже не ритмов, а собственно музыки. Оперевшись на эти две «очевидности», я двигался от простого к сложному. Но действительно ли ритм проще мелодии? Ведь голый ритм, будучи ущербной и засушенной мелодией, не имеет той захватывающей красоты, той вовлекающей силы, которой наделена полнокровная музыка. Не следует ли из этого, что вниманию, чтобы «войти в звук», труднее зацепиться за один только ритм? А значит, ошибка была уже в исходной точки моего пути, и ритм не проще мелодии? Похоже, ключ к музыкальности нужно искать где-то в другом месте и как-то иначе...

Выбрал десяток «трудных» записей. Задача – отслеживать ритм, одновременно пропуская через себя мелодию вокала. Преимущество этого вида упражнений заключалось еще и в том, что, прослушав и зафиксировав успехи и неудачи в удержании ритма, к этой же песне можно вернуться после тренировок и сравнить результаты с первоначальными записями. Или вернуться через любое длительное время и проверить, насколько устойчив навык, окреп он или, наоборот, выветрился.

 

Уже на стартовых замерах я отметил, что когда вокал отходит от ритма – это уже не так раздражает, как прежде, до начала моего «набега на музыкальность». Есть даже ощущение, что с этим можно справиться, и что это не слишком уродует музыку. Все-таки, усилия и поиски в работе с ритмом не пропали даром. Еще месяц тренировок в прослушивании «трудных» мелодий – и успехи еще более несомненные!

Одно из последних открытий, пока еще в форме предположения: развитый слух улавливает ритм музыки в целом, из всей конструкции ее голосов, не цепляясь ни за какой отдельный инструмент и даже при отсутствии задающего ритм инструмента. Надеюсь, у меня еще будет возможность проверить это на себе.

Как и многие увлечения, волна увлечения музыкальностью в какой-то момент пошла на спад. Каков итог? С чем я остался после трех месяцев блужданий в случайных пробах и многочисленных иллюзиях? Оказывается, с хорошим прибытком! Теперь я четко слышал ритм практически в композициях, которые прежде казались абсолютно неприемлемыми для танцев.

Ну, а все остальное, на что натыкался по пути? Все эти заблуждения, ошибки, тупики, зигзаги? Думается, они сродни детским историям о путешествии в сказочный мир. Может быть, это и было сном, но после пробуждения в руке почему-то оказывается вполне вещественный и крайне полезный  сувенир от волшебника из страны грез. Да и само путешествие того стоило, и, может быть, это – самое главное. Оглядываясь на затейливую тропу музыкальной авантюры, я благодарен судьбе за то, что она случилась. И надеюсь на продолжение. Позади - незабываемое путешествие, каждый шаг которого был отмечен открытиями и что-то изменил во мне. И пусть по большей части прозрения оказались ошибочны. Неважно. Для внутреннего опыта не существует заблуждений, и то, что приснилось или почудилось, имеет здесь ровно ту же цену, что и случившееся наяву. Наши чувства, переживания, память - иллюзорными не бывают.

 


 

[1]Программа, с которой я работал, называется Flamencocompas.

Вернуться в раздел

Последние публикации

Оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи – зарегистрироваться. Если вы уже зарегистрированы – авторизуйтесь.

Объявления

Ищу партнершу Pro Am Ищу ProAm партнершу на St (Москва)

Ищу партнершу Pro Am Ищу партнёршу ProAm La

Ищу партнершу Pro Am Ищу ProAm партнершу

Ищу партнершу Pro Am Поиск партнерши - ученицы на Про-ам

Ищу партнершу Pro Am Ищу партнершу Pro Am, La (Москва)

Подать объвление
Все объявления

Все для танца: товары и услуги

АКЦИЯ! Джазовки: нат.кожа ― 1250 р., текстиль ― 1000 р.
«Пора танцевать!», Москва, Автозаводская, 19 корп. 1

Сезон РАСПРОДАЖИ: женская, мужская и детская обувь, рейтинговые платья
«Пора танцевать!», Москва, Малая Семеновская, 6 

Психология
в танцевальном спорте