Творчество читателей

Из дневника соучастника. Апофигей ритма или как я тренировал "музыкальность"

31.08.2014

Уф-ф-ф! Тяжело же мне дается этот кусок! Как гласит известный афоризм, говорить о музыке – все равно, что танцевать об архитектуре. Но, как следует из другого афоризма, взялся за гуж – отступать некуда. Итак, начнем… Все треки с музыкой для бальных танцев, которые используются в обучении, запускаются на конкурсах или скачиваются из сети, я разделял для себя на «подходящие» и «никудышные»...

Уф-ф-ф! Тяжело же мне дается этот кусок! Как гласит известный афоризм, говорить о музыке – все равно, что танцевать об архитектуре. Но, как следует из другого афоризма, взялся за гуж – отступать некуда. Итак, начнем…
Все треки с музыкой для бальных танцев, которые используются в обучении, запускаются на конкурсах или скачиваются из сети, я разделял для себя на «подходящие» и  «никудышные». Один из критериев «подходящести» состоял в том, чтобы из музыки легко и однозначно считывался ритм, чтобы ноты инструментов не расходились по ритмике друг с другом и с вокалом.
Иногда случалось услышать румбу сказочно красивую, но под которую невозможно было танцевать: вокал не совпадал с основным ритмом и «утаскивал» меня за собой. Из обсуждений на посвященном бальным танцам форуме я знал, что беда эта достаточно распространенная. Многие начинающие танцоры жаловались, что вокал сбивает их с ритма. Педагоги советовали: выбери музыкальный инструмент с нужным ритмом и танцуй под него. Воспользоваться советом не удавалось. Либо я не мог выделить инструмент из звукового потока. Либо, после некоторой практики, отслеживать инструмент худо-бедно получалось, но для этого приходилось «не слышать» или «почти не слышать» вокал. Но когда песня не наполняет слух и тело, когда не погружаешься в нее без остатка и не слышишь красоты, то пропадает и удовольствие от танца. А стоит прислушаться к основной мелодии – она тут же уводит тебя от инструмента, задающего ритм. С похожими проблемами я сталкивался и раньше, когда занимался в хоре. Мужчин было мало, девочек – много. И женские голоса звучали настолько красиво и мощно, что трудно было не заслушаться ими. А заслушавшись – трудно было вести свою собственную мужскую партию. В танцах – тот же эффект: наиболее звучная и красивая по мелодии составляющая втягивает в себя подобно пылесосу, отрывая едва слышного барабана.
Постепенно, накапливая опыт попыток вылавливании из музыки нужного ритма, я научился, и удерживать этот ритм, и одновременно иногда слышать ведущую мелодию. Но входить в мелодию удавалось лишь короткими погружениями - на мгновение оторвавшись от ниточки ритма, чтобы тут и вернуться же к ней. Полноценное восприятие музыки при этом все равно разваливалось. Можно ли что наслаждаться любимым блюдом или напитком, если во время еды одновременно ругаться с кем-то по телефону или смотреть интересный фильм? Вряд ли. И я по-прежнему признавал только простые ритмы и делил музыку на «подходящую» и «неподходящую».
Но однажды, исполняя на конкурсе свою любимую чачу, я, к великому своему изумлению, не попал в довольно-таки несложную музыку. Этот досадный случай с новой силой обострил интерес к вопросу синхронизации музыки и шагов. Заглянув в интернет-ресурсы для начинающих музыкантов, я первым делом ухватился за тему полиритмии. Внутренний голос нашептывал, что именно здесь упрятан волшебный ключик. Что, овладев навыком слышать разные ритмы одновременно, я раз и навсегда покончу с «выпадениями» из ритмически сложной музыки . Идея увлекла меня и, забросив учебу в музыкальных интернет-колледжах, я с головой окунулся в эксперименты.

Я начал с управления группировкой ударов метронома. Метроном звучит равномерно, но настраивая себя определенным образом, можно слышать удары сериями по два, по три,  по четыре. Можно, но это слишком просто! Двинемся дальше.
Часы в комнате тикают так, что тихие удары вклиниваются точь-в-точь между громкими. Пытаюсь слышать часы четырехдольными тактами. Сама собой вырисовывается последовательность: РАЗ! - громкий удар, И! – тихий, ДВА! – громкий, И! – тихий. Это – то, что происходит естественным образом, под диктовку чередования тихих и громких ударов. Но ведь хочется быть господином, а не рабом ритмической организации звука! Поэтому попробуем наоборот: счетом И! отмечать громкие удары, а Раз, Два, Три, Четыре – пусть приходятся тихие. Вроде бы, получается. Но при этом И! – все равно доминирует и звучит с акцентом, а 1-2-3-4 - получаются "безударными". И весь такт как целое организуется четырехкратным счетом И! А 1-2-3-4 - идут как подчиненные этому счету призвуки. Пытаюсь перенести акцент на 1-2-3-4, сделать их ударными - ничего не выходит: взятый было счет начинает сам собою сползать таким образом, что   акценты смещаются на громкие удары и приклеиваются к ним. Как будто громкие удары примагничивают к себе акценты, и нет возможности противиться этому "всасыванию". Пытаюсь сформировать субъективно  "непрерывную" последовательность, когда после 1! ждешь 2!, после 2! - дожидаешься 3!, после 3! -4!, чтобы внимание сплавляло эти четверки в целостные фигуры. Снова не выходит: после каждого счета внимание, не дойдя до следующего, проваливается в громкое И!, и последовательность числительных распадается на бессвязные фрагменты.
Повторяю опыт на следующий день. Двое часов. У одних секундная стрелка перемещается с относительно громким ударом, у других - совсем тихо и как раз в противофазе громким часам. Довольно быстро смог настроиться и выполнить вчерашние упражнения. Счет числительных - на слабые удары и с акцентом на них, в то время как И! - на сильные удары. Потом - просто счет на слабые удары. Внимание без труда отслеживает и объединяет четверки «тихих» числительных, скорее – И! фрагментируется и теряет непрерывность. Вот так прогресс! Может быть упражнение слишком легкое? Выношу часы с тихим тиканьем комнаты, оставив только громкие. И снова все замечательно: числительные легко вставляются между ударами, и через сознание слитными четверками проходит тишина пауз. Добавляю счет И! на каждый удар часов – и снова получается четверками отслеживать беззвучные числительные, в том время как звучащее И! – проходит фоном.
Пойдем дальше. Пробую считать в темпе более быстрым, чем удары часов. В принципе можно, но большие сомнения относительно равномерности моего счета. То же - и при попытках считать в отстающем от часов темпе. Все-таки, надежный, равномерный внутренний метроном, работающий вопреки внешним ориентирам - запустить не удается.
По ходу поисков то и дело случались побочные открытия и неожиданности. Например, если звучат равномерные удары метронома, то их нетрудно произвольно группировать и перегруппировывать в восприятии, выделяя слухом «сгустки ударов» - последовательности по два, по три, по четыре или по пять ударов в каждой. А вот если запустить воображаемый, «внутренний» метроном, то строить и произвольно менять ритмические группировки «поверх» воображаемых ударов уже не удается. Хочешь слышать удары двойками – и внутренний метроном запускает их как изначально организованные по два, хочешь слышать тройками – внутренний метроном перестраивается на тройки. Воображаемые удары, в отличие от реальных, не могут жить сами по себе независимо от последующей группировки. Меняешь группировку – меняется и механизм генерирования воображаемых ударов.
Интерес к полиритмии довольно скоро вывел меня на электронные метрономы, которые умеют генерировать в разных сочетаниях и удары с неодинаковыми интервалами, и наложенные друг на друга ритмы, и звуки музыкальных инструментов. Узнав, что такие устройства существуют в природе, да еще и доступны через интернет, я испытал мощный подъем. Казалось, что работа с такого рода тренажерами таит в себе колоссальные возможности развития многоголосого восприятия музыки .

Начинаю с нехитрого ритма: три длинных удара метронома и два коротких, укладывающихся по времени в один длинный . Практически, «Ча-Ча-1-2-3»! Выполняю шаги чачи на месте. Но так, чтобы короткие шаги (Ча-Ча) приходились не на короткие удары метронома, а со сдвигом. Например, на длинный удар, который следует за двумя короткими. Увлекательно! Но сразу почему-то не получается. А если, чтобы не так громоздко, заменить движения ног просто счетом Ча-Ча-1-2-3? Поехали!
Рисую на бумаге четыре варианта того, как счет 1-2-3-4, с разными смещениями, может соотноситься с ритмом Ча-Ча-1-2-3. Картинка помогает быстро переключаться с разных способов наложения счета вслух на звучащий метроном. Потом сообразил, что переключаться можно и механически, просто повторяя одно из порядковых числительных дважды. Или - подставляя под сдвоенный удар метронома то счет Раз, то Два, то Три, то Четыре...
Теперь совмещаю ритм метронома со счетом вслух уже не на 1-2-3-4, а на Ча-Ча-1-2-3. Получаются две сдвинутые друг относительно дружки чачи – одну слышу с метронома, другую считаю вслух. Через пару минут кое-как включился и в этот режим: удары слышу, счет веду. Но воспринимать одновременно в обоих каналах ритмические узоры по пять ударов – все равно не получается: щелчки метронома идут не сериями, а беспорядочной россыпью....
Перехожу на метрономы с двумя и более одновременно звучащими ритмами
Вот трек, основная трудность которого даже не в полиритмии, а в том, что фоновый ритм то ли нерегулярный, то ли слишком длинный – никак не могу выловить из него циклически повторяющуюся мелодию. Наконец-то, получилось! Целостную ритмическую фигуру слышать еще не удается, но то, что она повторяется -  после многократного прослушивания уловить могу. Начинаю записывать на бумаге по частям, снова и снова прослушивать, править и дополнять записанное. Есть! Оказывается, цикл действительно очень длинный, в нем около 15 ударов! Отследить в режиме on-line такую длинную последовательность как цельную ритмическую единицу, что-то вроде «мелодии» - не удается. Удается только восстановить ее, занося на бумагу и объединяя на чертеже выловленные слухом отдельные фрагменты . А какой вообще длины ритмический цикл можно воспринять слухом как целое? Где верхняя граница? Тут же вспоминаю мелодию из морзянки, которая, хоть и состоит из 38 ударов, но запоминается с первого раза. Значит, доступная восприятию длина зависит не только от количества ударов, но и от того, как хорошо сложен их «букет»? А как именно он должен быть сложен?...

Погрузившись в «метрономные тренировки», я через какое-то время сообразил, что развивать полиритмические навыки можно и без электронных помощников. Я ведь и сам с ног до головы оснащен приспособлениями для производства ритмов: правая рука, левая рука, ноги, голос. А еще есть воображаемые звуки метронома, есть речевое воображение, есть воображение музыкальное. Я увлеченно перебирал и комбинировал упражнения на совмещение и перегруппировку ритмов, надеясь найти свой «королевский путь» - путь, который, пролегая поперек системы музыкального образования, в кратчайший срок приведет меня к той же цели.
Когда-то давно я осваивал специальность радиотелеграфиста, и с тех пор я легко оперирую последовательностями из звучащих «точек» и «тире».. Конечно же, я не удержался от соблазна воспользоваться привычным материалом. Новая волна упражнений представляла собой что-то вроде дуэта на телеграфных ключах.
Возьмем два разных ритма, задаваемых, например, постукиванием пальцами правой и левой рук. Для начала – зеркальные и равные по длине. Например, две точки и тире (буква «У») на одной руке, а на другой – тире и две точки (буква «Д»). Оказалось, что сломать естественный позыв двигать обеими руками в синхрон и начать выполнять одновременно два разных движения – совсем не то же самое, что одновременно держать их в фокусе осознанного внимания. Обе руки довольно быстро научаются отстукивать разное, но делают это на автопилоте. А вот слышать одновременно обе руки – совсем плохо получается.
С этой закономерностью я сталкивался все то время, пока возился с придумыванием и выполнением «телеграфных» упражнений. Каждый раз, после какого-то количества попыток можно физически выполнить большинство задач на одновременность. Но механизм их освоения – всегда такой, что  сначала ясно понимаемое и представляемое движение не дается в руки, а потом – дается в руки, но при этом ускользает из сознания. И вот уже два «перпендикулярных» движения выполняются руками напрямую, автоматически, минуя голову.
Через какое-то время я научился, отстукивая морзянку обеими руками, «слышать» одну из своих рук. Попытки включить в фокус внимания еще и другую руку привели к интересному эффекту: ритмический рисунок, скажем, на правой руке начинает доминировать и подчиняет, втягивает в себя то, что идет от левой (или наоборот). И тогда «правая» ритмическая мелодия оказывается «украшенной» «левыми» призвуками. А куски от «левой» буквы, хоть и вклиниваются в звучание «правой», но не разрывают ее цельное восприятия. Даже помогают. Что-то наподобие аккомпанемента или «форшлага» в музыке. С точки зрения восприятия это был, фактически, один, а не два голоса! Ритм правой руки прихватывает что-то от левой, и все это идет слитным ритмическим узором, в едином русле. Значит, бороться придется еще и с этой «маленькой хитростью», при помощи которой психика пытается обмануть своего хозяина.
Я упражнялся до изнеможения. Руки выстукивают автоматически, сознание – пытается ухватить ритмическую двухголосицу. В какой-то момент, вроде бы, достиг успеха в одновременном восприятии фигур «точка-тире» и «тире-точка». Наконец-то! Но это было так зыбко, так невнятно... Ясности восприятия не хватало для того, чтобы установить: точно ли имеет место одновременность? Или на самом деле воспринимается буква с одной руки, а память, обманывая тебя, задним числом догоняет эту букву и подставляет как бы вровень с ней букву с другой руки? 

Однажды начавшись полиритмические опыты то и дело наталкивали на вопросы, смутные догадки и эффекты, которые хотелось тут же уточнить, объяснить, проверить. Откуда, например, такой колоссальный  разрыв между легкостью выстукивания разных ритмов двумя руками – и трудностью одновременного слышания этих же ритмов? Хотелось докопаться до объяснения. Докопался!
Допустим, нужно добиться такого исполнения, когда идут три удара в такте с правой руки, и одновременно – четыре удара в том же такте с левой руки. Казалось бы, все просто. Вот выполняем удары левой рукой, вот выполняем правой. А затем запускаем оба ритма разом, работаем левой и правой рукой одновременно. Но весь фокус в том, что психомоторика, хотим мы этого или нет, нащупывает другой, более короткий путь. И предлагает свою логику синхронизации двигательных ритмов. Логика эта – примерно та же, что и при завязывании шнурков. Мы ведь, когда учимся это делать, не идем «от частей к целому», не соединяем два отдельных движения правой и левой руки. Нет, действие выполняется обеими руками как слитное и единое, и никакой «двухканальности» здесь нет. Две руки – не два, а один канал, один орган выполнения «двуручного» движения. Парадокс здесь заключается в том, что «сложное» движение оказывается даже проще, причем намного прощен, чем его «составляющие». Действительно, попробуем то, что мы делаем со шнурками левой или правой рукой, выполнить по отдельности – и у нас ничего не выйдет! Это же происходит и при отстукивании двух ритмов. Физически действие выполняется так:

      Правая рука

      Левая рука

Но психологически, по своей внутренней организации – оно устроено совсем по-другому. Вот так:

      

Или, если не брать в расчет физический, но психологически совершенно неважный факт «двурукости», то вот так:

      Единое «двуручное» действие
      
Интересное, конечно, наблюдение. Но причем здесь попадание в музыку? Вот так, увлекшись ритмическими опытами, я постоянно отклонялся в своем поиске от первоначального русла. Недисциплинированное любопытство прыгало во все стороны, путь ветвился и растекался. Чтобы не заблудиться в потемках хаотичного экспериментирования, приходилось время от времени одергивать себя и вспоминать, что поиски все-таки имеют цель, что исходно ставилась какая-то задача.
В конце-концов, вся эта работа показала: генерирование полиритмии, восприятие полиритмии и реагирование на полиритмию – это разные механизмы и способности, и развитие одной из них не обеспечивает развитие других. Принципиальная разница состоит в том, что генерирование и реагирование можно автоматизировать. А восприятие предполагает осознанность просто по условию поставленной задачи. А это значит – хватит стучать! Слушать, слушать и еще раз слушать!

Разбираю тренировочный трек на электронном метрономе. Прослушиваю, записываю ритмы в виде черточек на бумаге. Не успел, потерялся, не уследил - снова прослушиваю и записываю. Выясняется, что на треке три «голоса»: два ударных инструмента с разным звучанием и вокал. Инструменты производят повторяющиеся ритмические фигуры длиной не в один, как я привык, а в два четырехдольных такта. Сначала пробую соотнести на чертеже «жестяной» размеренный метроном со вторым ударным инструментом, который издает звуки неравномерными двойками. Долго не удается: дико сбивает человеческий голос. Наконец, получилось! Теперь можно начать записывать вокал. После десятков прослушиваний и исправлений в записях – удалось-таки восстановить ритмику двух тактов во всех трех звуковых составляющих. Но это – в записи, на нарисованной схеме. А слышать все и три голоса одновременно, даже опираясь на рисунок, – и пытаться не стоит. А стоит, наверное, пытаться выхватывать слухом и отслеживать по одному голосу, если повезет – по два...
На других треках обнаружились повторяющиеся циклы уже из четырех четырехдольных тактов. Радует, что уже без большого труда удается выделять ритмические фигуры более длинные, чем в один такт.
А вот еще приятный сюрприз! Оказывается, на некоторых треках – можно регулировать громкость разных по ритмам и инструментам голосов! Громкий ритм сделать тихим, увести его в фон - и прослушивать то, что прежде было фоновым и едва слышным.  Затем - постепенно наращивать громкость голоса и добиваться баланса, при котором оба голоса легче выделяются слухом…

На волне увлечения музыкой я с большим интересом прочитал главу о музыкальности в книге «Танцы в большом городе». Многое из того, что высказали танцоры, было созвучно моим поискам. И я ощутил прилив новых сил и интереса. Вместе с тем - уловил и голоса предостережения. От чрезмерного увлечения аналитическим подходом, от поиска «королевских путей» в музыкальность и попытки вымостить дорогу специальными упражнениями. Многие высказывались в том смысле, что лучший способ развить музыкальность – это слушать как можно больше хорошей музыки. И в этом, наверное, есть своя правда. Что это за правда?
В начале поисков я исходил из двух само собой разумеющихся, как мне казалось, предположений. Во-первых, овладение наложенными друг на друга ритмами представлялось более простым, чем овладение наложенными мелодиями голосов и инструментов: ведь каждый ритм – это «скелет», упрощенная схема мелодии, из которой удалены эффекты перепада высоты и тембра. Во-вторых, в одновременной концентрации на разных ритмах я видел простое, начальное, но содержащее в себе ключевые моменты предвосхищение способности слышать одновременно несколько мелодий. Своего рода «бейсик» в восприятии многоголосья, овладев которым легко сделать шаг к восприятию уже не ритмов, а собственно музыки. Оперевшись на эти две «очевидности», я двигался от простого к сложному. Но действительно ли ритм проще мелодии? Ведь голый ритм, будучи ущербной и засушенной мелодией, не имеет той захватывающей красоты, той вовлекающей силы, которой наделена полнокровная музыка. Не следует ли из этого, что вниманию, чтобы «войти в звук», труднее зацепиться за один только ритм? А значит, ошибка была уже в исходной точки моего пути, и ритм не проще мелодии? Похоже, теперь ключ к музыкальности нужно искать где-то в другом месте и как-то иначе...
Снова возвращаюсь к прослушиванию «никудышной» танцевальной музыки, в которой вокал расходится с ритмом. Отбираю для последующей работы то, под что не мог прежде танцевать,.
В этом треке  – похоже, нужно будет серьезно побороться с вокалом, чтобы удержаться на ритме чачи. А вот на этом – сразу идет очень легкая для чачи музыка, но к концу первой минуты вокал начинает безобразничать, уводя от нужного ритма. Не отследишь начала этих безобразий, не уцепишься вовремя за ударные  – обязательно потеряешься и утонешь. А успел вовремя ухватиться за ритм, потерпишь немного – и вокал снова входит в нужную колею. Дальше все опять легко аж до четвертой минуты. А под занавес снова что-то сложное и сбивающее. Последний трек кажется очень сложной вещью, сразу ритм в нем так и не выловил. Нужно будет вернуться и послушать еще раз.

Выбрал десяток «трудных» записей. Задача – отслеживать ритм, одновременно пропуская через себя мелодию вокала. Преимущество этого вида упражнений заключалось еще и в том, что, прослушав и зафиксировав успехи и неудачи в удержании ритма, к этой же песне можно вернуться после тренировок и сравнить результаты с первоначальными записями. Или вернуться через любое длительное время и проверить, насколько устойчив навык, окреп он или, наоборот, выветрился.

Уже на стартовых замерах я отметил, что когда вокал отходит от ритма – это уже не так раздражает, как прежде, до начала моего «набега на музыкальность». Есть даже ощущение, что с этим можно справиться, и что это не слишком уродует музыку. Все-таки, усилия и поиски в работе с ритмом не пропали даром. Еще месяц тренировок в прослушивании «трудных» мелодий – и успехи еще более несомненные!
• Трек №1. При «стартовом» замере я, хотя и удерживал ритм, отстукивая счет 4/4, но расходящийся с ритмом вокал слышал отстраненно и поверхностно; не отдаваясь ему и не наслаждаясь им. На «итоговом» замере основная сосредоточенность слуха - на вокале. Погружение в вокал глубокое, почти полное. И при этом – отстукивание ритма легкое, уверенное, автоматизированное. Даже когда ритм не ловится из музыки в виде конкретного звука, когда такого звука там просто нет – это не приводит к растерянности или дискомфорту: стучу как ни в чем ни бывало.
• Трек №2. На стартовом замере – сбился со счета три раза. При этом было несколько моментов полной потерянности, когда стучал как бы вслепую: в музыке не опоры ритма не находил, а своему «внутреннему метроному» не доверял. На итоговом – не сбился ни разу, и только один раз было чувство потери сознательного контроля: «Где я относительно сильной доли?». Но рука продолжала отстукивать ритм и тогда, когда сознательный контроль на пару секунд отключился. Это позволило очень быстро «найти себя» внутри ритма и восстановить контроль.
• Трек №3. На стартовом замере – вообще не могу въехать в ритм музыки, все путается. На итоговом – ритм отслеживается очень легко. Даже не обязательно считать по одному до четырех: достаточно отслеживать четверками как цельными единицами с сильной долей внутри. Вполне вероятно, что основа моего прогресса в прослушивании всех этих треков – это как раз усвоение и использование четырехдольного такта как новой целостной единицы, своего рода «ритмической молекулы». Перешел от счета долями-атомами к счету тактами-молекулами - и уже не нужно находить в ударах инструмента соответствие для каждого счета: достаточно общего ощущения совпадения, проверяемого иногда на уровне отдельных ударов. Слушая эту музыку, я на два-три такта отвлекся, чтобы напечатать что-то на клавиатуре. Но при этом было четкое ощущение, что ритм улавливается в фоновом режиме: «организм сам считает!». И уверенность, что я моментально вернусь в прежний режим, лишь только перестану печатать и снова сфокусируюсь на музыке. Так оно и получилось.
• Трек №4   . На старте – слышу ритмическую опору в ударных, но вокал настолько сильный, что несколько раз сбиваюсь. Некоторые сбои дезориентируют настолько, что так и не могу восстановить счет. На итоговом замере – пару раз терял свое положение относительно ритма, но отстукивание руками продолжалось своим чередом, и это позволяло быстро «приходить в себя» в музыке.
Одно из последних открытий, пока еще в форме предположения: развитый слух улавливает ритм музыки в целом, из всей конструкции ее голосов, не цепляясь ни за какой отдельный инструмент и даже при отсутствии задающего ритм инструмента. Надеюсь, у меня еще будет возможность проверить это на себе.
Как и многие увлечения, волна увлечения музыкальностью в какой-то момент пошла на спад. Каков итог? С чем я остался после трех месяцев блужданий в случайных пробах и многочисленных иллюзиях? Оказывается, с хорошим прибытком! Теперь я четко слышал ритм практически во всех композициях, которые прежде казались абсолютно неприемлемыми для танцев.
Ну, а все остальное, на что натыкался по пути? Все эти заблуждения, ошибки, тупики, зигзаги? Думается, они сродни детским историям о путешествии в сказочный мир. Может быть, это и было сном, но после пробуждения в руке почему-то оказывается вполне вещественный и крайне полезный  сувенир от волшебника из страны грез. Да и само путешествие того стоило, и, может быть, это – самое главное. Оглядываясь на затейливую тропу музыкальной авантюры, я благодарен судьбе за то, что она случилась. И надеюсь на продолжение. Позади - незабываемое путешествие, каждый шаг которого был отмечен открытиями и что-то изменил во мне. И пусть по большей части прозрения оказались ошибочны. Неважно. Для внутреннего опыта не существует заблуждений, и то, что приснилось или почудилось, имеет здесь ровно ту же цену, что и случившееся наяву. Наши чувства, переживания, память - иллюзорными не бывают.

Вернуться в раздел

Последние публикации

Оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи – зарегистрироваться. Если вы уже зарегистрированы – авторизуйтесь.

Объявления

Ищу партнершу Pro Am Ищу ProAm партнершу на St (Москва)

Ищу партнершу Pro Am Ищу партнёршу ProAm La

Ищу партнершу Pro Am Ищу ProAm партнершу

Ищу партнершу Pro Am Поиск партнерши - ученицы на Про-ам

Ищу партнершу Pro Am Ищу партнершу Pro Am, La (Москва)

Подать объвление
Все объявления

Все для танца: товары и услуги

АКЦИЯ! Джазовки: нат.кожа ― 1250 р., текстиль ― 1000 р.
«Пора танцевать!», Москва, Автозаводская, 19 корп. 1

Сезон РАСПРОДАЖИ: женская, мужская и детская обувь, рейтинговые платья
«Пора танцевать!», Москва, Малая Семеновская, 6 

Психология
в танцевальном спорте