Психология

Выиграть и не проиграть: синонимы ли?

17.04.2018

Когда ты маленький и начинаешь заниматься спортом, ты даже не думаешь о том, что для тебя существует что-то невозможное. Ты вообще не думаешь об этом. Не бывает в детстве слишком высоких целей, не бывает в детстве жёсткой конкуренции, не бывает сложной хореографии, не бывает усталости, не бывает непониманий с партнером. Точнее, это все, наверное, есть, но ‒ для родителей, для тренеров, то есть для взрослых. А ребенок, на его счастье, всего этого еще не умеет видеть. Вся эта прелесть появляется вместе с переходным возрастом и остается (у кого – частично, у того, кому повезло меньше, – в полном размере), наверное, навсегда.

Когда ты становишься старше, все чаще слышишь, как люди говорят тебе, что возможно, а что – нет. Рамки настолько прочно внедряются в твое сознание, что часто ты уже даже не пытаешься попробовать что-то, хотя бы попытаться. «Выше головы не прыгнешь» рушит энтузиазм и уверенность в собственных силах, которых было так много, когда ты был ребенком. И вот, когда в миллионный раз родители и друзья говорят, что твои мечты слишком заоблачны, ты вдруг начинаешь в это верить. Здесь можно брать точку отсчета неудачам на паркете – теперь вместо того, чтобы поставить цель и сосредоточиться на ней, ты застрял в мыслях о том, что подумают о тебе другие. И главным вдохновением часто является нетленное: «Вот я это сделаю, и вы все поймете, что были неправы на мой счет»… Кстати, не самый плохой мотиватор. Хуже – когда ты больше не мечтаешь стать чемпионом, покорить Блэкпул или станцевать в финале на одном паркете с Цатуряном. Хуже – когда ты боишься опозориться в виду неопытности или чего-то еще. Хуже – оставаться в пресловутой «зоне комфорта», предпочитая играть безопасно в игру под названием танцы. Звучит знакомо? Пока вы заняты тем, что сомневаетесь в каждом своем шаге, другие танцоры прогрессируют, постоянно становясь лучше. Да-да, вскоре они помашут вам ручкой с пьедестала, а вы будете болеть за них в качестве зрителя, решив, что на большее не способны.

На пьедестале или в конце четверть финала

Всех танцоров можно разделить на две категории: одни танцуют, чтобы не стать последними, другие – чтобы стать первыми. Чувствуешь разницу? Целеполагание определяет конечный результат усилий. И если первые приходят в зал с настроем «вот бы в категории попались пары ниже нашего уровня танцевания», то вторые уже мысленно празднуют чемпионство в голове. То, как ты настраиваешь себя на результат, напрямую на него и влияет.

Как распознать в себе одну из этих категорий танцоров? Довольно просто.

  • Если ты тратишь массу времени на то, чтобы анализировать, как прогрессируют твои товарищи по паркету, завидуя им белой или черной завистью; если еще до конкурса ты прогнозируешь последствия проигрыша и уже стыдишься за него; если ты считаешь, что не достоин первого места; если ты сосредоточен на том, как бы не выглядеть глупо на соревновании и не стать последним, если ты находишь уровень своего танцевания стабильно плохим, то поздравляю, «счастливчик», ты относишься к первой категории. Чувствовать себя неудачником иногда даже спокойнее – ведь если ты принял это на веру, то какой смысл это отрицать? Это удобно.
  • Если ты думаешь о том, как стать лучшим на следующем конкурсе, если твой разум открыт для всего нового, если ты ориентируешься на крупные турниры, не боясь проиграть, если ты воспринимаешь каждое препятствие как вызов, который сделает тебя лучше, если ты знаешь, чего хочешь добиться в танцах, то ты – потенциальный чемпион.

Из лузера в успешного танцора

Даже если ты распознал в себе танцора, который не стремится к победе, не опускай руки. Перестань проигрывать хотя бы в своей голове и сосредоточься на том, как можно изменить ситуацию. Начни «новую жизнь», с понедельника или первого числа месяца, главное ‒ начни.

  • Ты и тренер – это команда. Но если ты не стремишься к результату, то и тренеру с тобой неинтересно работать. Это логично: педагоги любят талантливых, амбициозных, тех, кто хочет танцевать и вкладывается в дело, которым занимается. Можно ли так сказать о тебе? Едва ли. Пересмотри свои отношения с тренером, поговори с ним о том, как тебе стать лучше. Дай тренеру понять, что ты претендуешь в танцах на большее! Совместно распланируйте цели и задачи – на ближайшие тренировки и конкурсы, ведь когда перед тобой стоит конкретная цель и намечены пути ее достижения, всё становится проще и понятнее.

Айдаева Валерия, двукратная чемпионка Блэкпульского Фестиваля, чемпионка International Championships и United Kingdom Championships, двукратная чемпионка США по Любителям, бронзовый призер Чемпионата России и финалистка Чемпионата Европы по Профессионалам, считает, что неквалифицированный педагог может не только не служить мотиватором двигаться вперед, но и серьезно поломать психику танцора. Грамотный тренер, по мнению Валерии, поможет добиться успеха, подсказать, что нужно делать в той или иной ситуации, как стать лучше.

«Квалифицированный педагог, который обладает информацией, может обучить, помочь. Я считаю, что научить можно многих, даже не самых суперталантливых».

  • Забудь слово лень. Включись в здоровую конкуренцию. У тебя есть сильные соперники? Радуйся! Именно они приведут тебя к успеху. Держи руку на пульсе и будь настойчив в желании победить. Никаких остановок, только прогресс, желательно – устойчивый и активный.

Постоянная турнирная практика – один из залогов успеха, как считает Валерия Айдаева.

«Многие пары танцуют раз в месяц, бывает и реже. И, конечно же, каждый раз, когда такая пара выходит на паркет, это стресс, это сложно. За короткое время тебе нужно показать всё, что ты умеешь, а ты не всегда можешь собраться, потому что очень волнуешься».

Валерия считает, что выходить на паркет, как конкурсный, так и тренировочный, необходимо как можно чаще.

  • Перестань себя унижать. Перестань думать, что ты недостаточно хорош. Когда у тебя есть позитивный настрой, твое тело расслабляется, и именно тогда ты начинаешь улучшать свои танцы и производительность.

Для тех, кто не уверен в себе и не может эмоционально открыться на паркете и в жизни, Валерия советует уделять внимание актерскому мастерству, психологическим упражнениям.

«Мы в своем клубе постоянно практикуем совмещение танцевальных уроков и актерского мастерства. И танцоры, которые были не самыми уверенными в себе, со временем менялись. Да, может внутри они и оставались прежними, но на паркете выглядели иначе». 

Валерия считает, что уверенность можно натренировать, только «этим нужно заниматься, это нужно развивать».

  • Мечтай! Попытайся залезть в голову ребенка, которым ты когда-то был. Этот энтузиазм и оптимизм, это желание сдвинуть горы и это бесстрашие… Кто сказал, что нельзя этим пользоваться сейчас, когда ты – взрослый? Даже если кто-то попытается вернуть тебя в жестокий мир под названием «реальность», не поддавайся. Почему кто-то диктует тебе, что ты можешь и должен делать, а что – нет?

«Психологический настрой очень важен, ‒ говорит Валерия. – В этом должны помогать тренера: и перед тренировкой, и перед турниром, и вообще – как правильно мыслить, мыслить по-чемпионски, позитивно. Тренер помогает проявлять танцору характер, чтобы он становился увереннее и сильнее».

  • Сосредоточься на себе и ни на ком другом более. Кто участвует с тобой в конкурсе? Кто выиграл прошлые соревнования? Кого лучше всех просудили? Всё это не должно влиять на твой танец. Твой прогресс не должен зависеть от того, что делают другие.

 

Александра Махотина

Фото: Spooner

 

Вернуться в раздел

Последние публикации

Оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи – зарегистрироваться. Если вы уже зарегистрированы – авторизуйтесь.