Мой взгляд

Оценен, значит обесценен?

05.01.2018

Многие из тех, кто связан с бальными танцами, испытывают потребность делиться своими наблюдениями, мыслями, мнением о различных аспектах этого яркого и многогранного мира. Совсем недавно мы спорили о специфике судейства Pro Am, обсудить которую нам предложил Андрей Бущик, а благодаря Алине Цыпленковой поговорили о вмешательстве родителей в тренировочный процесс. Сегодня ― новая тема. Почему некоторые родители не хотят, чтобы тренер оценивал их детей? Можно ли научить, не оценивая? Что дает оценка самому юному танцору? Об этом речь в авторской колонке руководителя танцевально-спортивного клуба «Квадрат» (Санкт-Петербург) Юлии Абросименковой.

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА ЮЛИИ АБРОСИМЕНКОВОЙ

Об авторе

«Я родилась в спортивной семье, свой путь начинала с художественной гимнастики, и чем бы ни пробовала заниматься в дальнейшем в других сферах, «спортивный ген» вел меня своей дорогой. 12 лет назад бальные танцы просто ворвались в мою жизнь. Это был тот самый случай, когда не ты находишь, что ищешь, а это «что-то» само находит тебя. Все начиналось как факультатив для спортсменов-единоборцев, со временем превратившись в любимую профессию и развивающийся бизнес. 

С отличием окончила Санкт-Петербургский колледж физической культуры и спорта при Национальном университете физкультуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. Второе образование получила по специальности «специальная психология». Руководитель танцевально-спортивного клуба «Квадрат» (Санкт-Петербург). Многолетний опыт и наблюдения, живой интерес к происходящему позволят мне, думаю, делиться с вами своими мыслями и историями.»

С какими только причудами человеческой фантазии не столкнешься в педагогической и тренерской практике! Извечная и избитая тема взаимоотношений тренеров и родителей, взглядов на тренировочный процесс и воспитание личности с необходимыми качествами для нашего с вами прекрасного спорта… Тем для размышлений огромное множество, но сейчас речь пойдет вот о чем: «Научите, но не оценивайте». В моей практике случалось сталкиваться с таким пару раз. Это были настоятельные требования не ставить оценки и не делать замечаний, что осложняло процесс занятий и обучения, поэтому хочется затронуть эту тему. 

Лозунги родителей звучали категорично: «Мы против оценки. Ребенок должен заниматься так, просто, для себя»

И происходит абсурд: приводят ребенка в спортивную секцию и доказывают там же, что оценивать и сравнивать ― плохо! Казалось бы, привел ― соглашайся, не согласен ― не приводи. А для себя танцуй дома. Но нет. Однажды, выслушав мою позицию на этот счет, родитель сказал: «Не судите да не судимы будете». Заповедь, бесспорно, хороша и применима в бытовом смысле межчеловеческих отношений: не сплетничай, не обсуждай, не наговаривай и не придумывай того, чего нет. А если придумал и ты с этим согласен, то воспринимай и чужое мнение. Но с точки зрения спорта и педагогических взаимоотношений ученик-учитель (в любой сфере) она становится по смыслу просто комичной и несуразной. 

Что заставляет человека идти против очевидной системы: оценочной системы спорта и образования в целом, например? Ведь оценка везде. Переход из класса в класс ― оценка, соревнования ― оценка. Сам тренировочный процесс ― тоже оценка, но это вовсе не агрессивные личные нападки, а указание нужного направления. В «настоящем» спорте всегда считалось, если тебе не делают замечаний, значит недостаточно ценят, не замечают, значит ты недостаточно перспективный и интересный. Оценка и замечание ― есть награда, которую необходимо еще заслужить. А как учиться и учить молча? 

Если разобраться, так ли плохо иметь оценку и получать замечания со стороны? Это определенный контроль, рубеж, позволяющий понять, что сегодня ты стал лучше, чем был. Это означает, что ты можешь больше и продуктивнее. 
Тренеры, а вместе с ними и дети оказываются в зависимости от взрослых, отягощенных проблемами, нерешенными комплексами, страхами, страдающие неуверенностью в себе. Отсюда и возникает боязнь оценки ― из неспособности взрослого человека самому оценивать себя без мук и сомнений. 

Так какой же вывод?

Все хорошо в меру, оценка должна быть адекватной способностям и успехам ребенка на данный момент времени, сопоставлена с затраченными усилиями, стремлением и желанием. Оценка в спорте есть часть тренировочного процесса, направленная на результат. Она должна быть!

Фото: Spooner
 

Вернуться в раздел

Последние публикации

Оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи – зарегистрироваться. Если вы уже зарегистрированы – авторизуйтесь.

Объявления

Ищу партнершу Pro Am Ищу партнершу Pro Am, St

Ищу партнершу Pro Am Ищу партнершу Pro Am, La

Ищу партнершу Pro Am Ищу Pro Am партнершу, La

Продам НОВЫЕ La туфли Aida

Ищу партнершу Pro Am Уроки про ам

Подать объвление
Все объявления

Все для танца: товары и услуги

АКЦИЯ! Джазовки: нат.кожа ― 1250 р., текстиль ― 1000 р.
«Пора танцевать!», Москва, Автозаводская, 19 корп. 1

Сезон РАСПРОДАЖИ: женская, мужская и детская обувь, рейтинговые платья
«Пора танцевать!», Москва, Малая Семеновская, 6 

Психология
в танцевальном спорте